Для западных историков культуры ХХ века имя "Anton Dolin" ассоциируется, в первую очередь, не с современным иноагентом, а с танцовщиком и хореографом.
Сэр Антон Долин родился в 1904 году в Западном Сассексе. Легко подумать, что в этом виновата какая-нибудь очередная неприятная ситуация в России, вынудившая его родителей отправиться в релокацию, но нет: его папа и мама были добропорядочными британцами по фамилии Кэй. Настоящее имя Антона -- Sydney Francis Patrick Chippendall Healey-Kay.
Антоном же он стал намного позже, благодаря Сергею Павловичу Дягилеву. Который наверняка сказал одаренному юноше что-то типа: ты так хорошо танцуешь, как будто русский. Ну и вообще, быть "русским" танцором тогда было полезно для маркетинга, а Дягилев в маркетинге был бох.
Сначала молодой Сидни учился в балетных классах Серафимы Астафьевой и Брониславы Нижинской. В 1921 году он попал в труппу Дягилева, где успел станцевать во многих важных постановках этого этапа её существования.
Там Долин стал солистом в 1924 году, оказавшись первым исполнителем ведущих партий в балетах «Голубой экспресс» Дариюса Мийо (1924, балетмейстер Бронислава Нижинская), «Зефир и Флора» (Леонида Мясина, 1925), в постановках Джорджа Баланчина 1929 года и др.
У Дягилева Долин был в фаворитах параллельно с Лифарем.
О Дягилеве Долин позже в своих воспоминаниях напишет так: «Он обладал невероятным шармом. Не было ничего, чего бы он не получил бы от вас или от своих танцоров, так он владел этим шармом. Но мы также знали, что вместе с шармом Дягилев обладал знанием, огромной артистической культурой. Он хорошо знал музыку, живопись, танец, а главное он знал людей. Многие называли Дягилева снобом. Я, как и Карсавина, назвал бы его артистическим снобом. И это вполне положительное определение Дягилева. Он любил быть окруженным лучшими людьми, он ненавидел второсортность. Он не брался ни за что, что не было бы первоклассным. Дягилев останавливался только в первоклассных отелях. Он говорил: Я руковожу лучшим балетом в мире. Я предоставляю ему лучшие театры, и поэтому я сам хочу жить в лучших гостиницах».
После смерти Дягилева в 1929 году, как и многие другие коллеги, он был вынужден пойти по собственному пути, сменил несколько коллективов. Наконец, вместе с Алисией Марковой (тоже на самом деле не русской) организовал собственную труппу «Маркова-Долин», которая работала в 1935—1949 годах с перерывом на Вторую мировую войну, которую он провел в Нью-Йорке.
В 1950 году Долин вместе с Марковой организовал труппу Лондонского фестивального балета (после 1989 — Английский национальный балет), где работал до 1961 года, уже как хореограф. Фактически, они стационарный английский балет и создали.
Его британская постановка "Жизели" считается эталонной до сих пор, и его наследникам платят гонорар за права ее ставить в хореографии Долина.
Долин написал несколько книг, в частности, одну об Ольге Спесивцевой, а также любопытные воспоминания.
В 1981 году он был посвящен в рыцари.
Скончался в 79-летнем возрасте.
Жалко, что с ним не писали картин наши крутые мастера.
Но вот немножко искусства все-таки нашлось.