Москва. Проспект Мира д.184 к.2 - необычный дом прямо напротив памятника "Рабочий и Колхозница" начали возводить в 1968-ом году. По задумке проектировщиков дом должен был олицетворять свежесть и новизну советской архитектуры. Но как сделать что-то новое при стандартном наборе строительных материалов, доступных в то время? Архитекторы взяли дом типовой серии II-57 и поставили его на ножки.
Идея "домов на ножках" восходит к конструктивизму 1920-х годов, их проектировал знаменитый Ле Корбюзье - Здание Центросоюза на Мясницкой улице, Дом Наркомфина на Новинском бульваре (арх. Гинзбург).
Для создания эффекта парения над землёй дом на Проспекте Мира поставили на 30 (по другим данным 32) V-образные опоры. Кроме того, архитекторы расположили балконы типовой серии в шахматном порядке, тем самым получив интересную ритмику - при подходе к дому кажется, что ты наблюдаешь лестницу в небо.
Здание стоит на возвышении и при высокой этажности (25 этажей) стало местной смотровой площадкой - с крыши открывается шикарный вид на ВДНХ и окрестности.
Ещё одним ноу-хау типовой "хрущёвки" стали холлы - архитекторы убрали узкие коридоры и сделали просторные по тем временам прихожие. В двушках и трёшках санузлы расположились рядом со спальнями, что было тоже довольно необычно.
Очевидцы вспоминают, что дольше всего возводили опорные V-образные колонны - их вколачивали долго и шумно, а жилую часть дома собирали быстро - по этажу в неделю.Существует версия, согласно которой "Сороконожка" (так ещё называют дом) строилась то ли по китайскому, то ли по корейскому «антисейсмическому» проекту. Но официального подтверждения этого мнения нет.
Несмотря на шумность от близлежащих трасс (даже в советское время) и не лучшую экологию, жильцами этого дома были многие известные спортсмены и актёры, врачи и учёные.
Сергей Лукьяненко — автор серии книг о дозорах - засветил Дом на Ножках в своих произведениях и описывает его в «Ночном дозоре» очень мрачно:
«Дом был чудовищный. Плоский, высоченный, да вдобавок еще стоящий на каких-то ножках-опорах. При первом взгляде он казался исполинским памятником спичечному коробку. При втором — воплощением болезненной гигантомании.
— В таком доме хорошо убивать, — сказал я. — Или сходить с ума."
По замыслу автора в этом доме проживал вампир Егор, а его возлюбленную играла Жанна Фриске - мы помним, как в фильме она зрелищно мчалась на красной Мазде по фасаду гостиницы Космос. Гостиница, кстати, была построена к Олимпиаде-80 теми же архитекторами, которые строили Дом на Ножках.
Константин Кинчев, лидер группы "Алиса", проживал в этом доме с 1970-го по 1980-й год, для него это было время бурной молодости. Позже он напишет песню "Республика объединённых этажей", которую посвятит своему дому.
В одном из интервью Кинчев рассказывал: "Все собирались на лестницах, пели песни и делали всё, что хочется. У нас подвал был на уровне третьего этажа обычных домов. А уж чердак! Москву было видно с высоты птичьего полета. Всех девушек так и приглашали: «Хотите посмотреть Москву с высоты птичьего полета?.. Летом на крыше загорали. Шланги вытягивали туда, поливались и загорали. На этих лестницах собирались люди со всего района. Маргулис там выпивал, и ещё всевозможные люди типа Макара, который пел "По волне моей памяти" — известные в ту пору личности, которые формировали сознание, за что им большое спасибо".
Недавно провели реконструкцию памятника "Рабочий и Колхозница", поставили на новый, более высокий постамент. Облагородили территорию. Но мне кажется, что первое фото в моей статье более "вкусное", хотя, может это просто ностальгия...