В суровое военное время приблизить победу могли только согласованные действия абсолютно всех структур. Если намечалась масштабная операция, то ее проведение обязательно координировалось Москвой. Редко кто из флотоводцев или военачальников позволял себе решать такие вопросы, не поставив в известность Главнокомандующего.
Однако Арсений Головко, командовавший Северным флотом, предпринял дерзкий шаг, выпустив из тюрем осужденных, чтобы отправить их на войну. Как отреагировал на это событие Сталин, и чем Головко мотивировал свое решение?
Отчаянный шаг
Для Арсения Головко разбирательства со сложными проблемами – дело привычное. Когда перед войной он принял командование, состояние флота было плачевным. Арсению Григорьевичу пришлось полностью обновлять подлодки, инфраструктуру, повышать боевую подготовку моряков. Не раз приходилось нарушать приказы, принимать не всегда законные решения, игнорировать обстоятельства. Командующему флотом объявляли взыскания, но он продолжал делать то, что считал нужным в данной ситуации.
Рядом с ремонтной базой североморцев находился небольшой аэродром. В небе накануне войны начались провокации. И когда на посадочной полосе приземлился фашистский самолет, Головко приказал сбивать каждый борт немцев.
Командующий в тот день принял еще одно судьбоносное решение – он дал приказ вывести суда из территории портов и распределить их в Баренцевом море и водах Кольского залива. Это помогло спасти морские базы от немецких бомб.
Рискованная операция
Северный флот был более-менее укреплен. Но сухопутные войска значительно проигрывали дивизиям отборных гитлеровских полков абсолютно во всем. Подразделения 14-й армии нуждались в вооружении и людях. Адмирал приказал снять стрелковое оружие со сломанных лодок и самолетов и передать армии. Десять тысяч человек морских пехотинцев пополнили ряды сухопутных войск.
В разгар сражений Головко принял решение обратиться к осужденным, отбывающим заключение в северных тюрьмах, с просьбой встать на защиту родины и отправиться на фронт. Согласие дало большинство заключенных.
Уже в сентябре месяце 1941 г Первая Полярная дивизия пополнилась почти 7600 бойцами.
Победивших не судят
Когда об этом узнал Берия, то немедленно доложил ситуацию Главнокомандующему. Ведь Головко посягнул на ведомство НКВД. Отчаянному командиру североморцев грозил трибунал.
Однако после того как в Заполярье была сорвана масштабная немецкая операция и фашисты не могли продвинуться вглубь территории, Сталин не стал наказывать Головко. Он сумел убедить Берию в том, что победитель не может быть осужден.
1200 дней советские воины отстаивали север страны, а затем в Норвегии перешли в наступление. Арсений Головко от обычного моряка дослужился до звания адмирала. Отважный и дерзкий краснофлотец стал достоянием страны, внесшим значительную лепту в великую победу.