"За трудовую сознательность, рабоче-крестьянскую дисциплину, понимание текущего момента и призовую стрельбу наградить курсанта Алексея Трофимова красными революционными шароварами". Именно с этих слов начинается знаменитый фильм "Офицеры". И столь экзотическая награда — это вовсе не выдумка сценаристов. Ведь бойцов в кумачовых штанах изображали советские художники. Достаточно вспомнить Котовского на лошади в ярко-алых галифе.
Но история революционных штанов вовсе не такая прямолинейная, как может показаться на первый взгляд. Да, они были ярким знаком отличия и бойцы безмерно гордились фактом обладания ими. Но одновременно с этим отношение на фронтах Гражданской войны к красным шароварам было не всегда позитивным, а презрительный термин "красноштанники", которым награждали штабистов РККА, говорит сам за себя.
Свой-чужой
Начать стоит с того, что красный цвет был весьма популярным на Гражданской войне. Возникнув как символ революции, в полевых условиях он стал прекрасным способом отличить своих от чужих. Проблемы выбора цвета не существовало. Неслучайно же в названии большевистской армии было слово "красная", вот бойцы и старались соответствовать. Они выискивали любую возможность украсить форму какой-нибудь красной вещью, игнорируя при этом устав.
Впрочем, его как такового не существовало и в первый год военного времени по части формы был полный разброд и шатания. Вновь образованным органам войскового снабжения и без обмундирования хватало забот, поэтому бойцы упражнялись кто во что горазд. Что изымалось у населения, что забиралось с царских складов. А особой удачей считалось найти прочную ткань красного цвета. Из нее тут же шили кители, штаны, зачехляли верх фуражек или делали околыш на папаху.
Особо удачливым иногда получалось с ног до головы обрядиться в красную форму. Так, писатель Николай Равич как-то вспоминал, что в Сумах к нему подъехал конный патруль для проверки документов. Их вид поразил — алые кителя, галифе, фуражки. И даже сапоги, и те были кирпичного оттенка. На замечание, что такие яркие патрульные будут хорошей мишенью, их командир важно возразил, что зато так они отличаются от "разномастных" красноармейцев.
И ведь прав был Равич — бойцы в яркой форме часто становились объектом нападения врага. Те же самые махновцы любили стаскивать с убитых красные шаровары и потом сами щеголяли в них. Впрочем, с таким же успехом они лишали убитых сапог, кителей и рубах — прочная одежда на фронте ценилась высоко.
Кстати, возможно, что именно красный маскарад и вдохновил художника Моора нарисовать свой знаменитый плакат "Ты записался добровольцем?". Боец на нем одет в красное с головы до пят, и даже буденовка и та алого цвета.
Красноштанники
Но постепенно самодеятельность в обмундировании стала сходить на нет. В 1919 году на нужды армии заработала промышленность и форма стала унифицироваться. И нет, красные шаровары не стали ее деталью. Они лишь вошли в комплект обмундирования генштабистов РККА наряду с зелеными кафтанами и черными воротниками. Сочетание было настолько аляповатым, что высшие офицеры из всего этого предпочитали носить лишь красные фуражки и галифе.
И вот тогда постепенно и начало формироваться негативное отношение к обладателям красных шаровар как к штабным крысам, которые не кажут носа из своих кабинетов. В окопах их презрительно называли "красноштанниками". Это, в частности, подтверждает писатель Исаак Бабель:
В штабе - красные штаны, самоуверенность, важничают мелкие душонки, масса молодых людей, среди них и евреи, состоят в личном распоряжении командарма и заботятся о пище.
Исаак Бабель. «Конармейский дневник 1920 года»
Но Гражданская война — это эпоха противоречий. Да, "красноштанников" не любили. Но одновременно с этим гордились наградой в виде алых революционных шаровар.
Символ революции
Почему именно штаны? Ответ лежит исключительно в практичной плоскости. Орден — это, конечно, хорошо, но гораздо нужней на фронте что-то более полезное. Например, оружие. Однако им награждали лишь высших офицеров, а для рядовых бойцов существовали награды попроще — часы, сапоги, сёдла, бекеши и... отрезы сукна красного цвета. И вот именно из них-то бойцы себе и шили алые шаровары.
Цельной вещью награждали на войне довольно редко и случай, показанный в "Офицерах" — это скорее исключение, чем правило. Проще было вручить отличившемуся несколько метров крапового сукна (или даже шелка — были и такие случаи) и пусть он сам шьет из отреза что душа пожелает. Душа, как правило, желала именно галифе, вот в истории и закрепился образ "красных шаровар".
Однако бывало, что награждали и целыми штанами. Так, лично Семен Буденный вручил красные революционные шаровары знаменитому казаку Константину Недорубову — полному георгиевскому кавалеру — за отличие в боях против Врангеля.
В общем, отношение к красным штанам получалось двояким. В качестве награды рядовому бойцу они воспринимались достойно, а вот как деталь уставной формы (на штабных офицерах) — негативно. Недаром молодому Жукову, который прибыл в красных штанах после окончания Рязанских кавалерийских курсов, комполка, презрительно цедя слова, сказал: "Мои бойцы не любят командиров в красных штанах". Пришлось Жукову объяснять, что их ему выдала Родина и других у него нет.
Практика ношения красных галифе и награждения ими постепенно сошла на нет после окончания Гражданской войны. Была введена новая форма и учреждены советские награды. Поэтому кумачовые шаровары остались исключительно наградой революционного времени и символом становления Красной Армии.
Где красные штаны, там и красный подарок. Именно такое название носил день, который сравнительно недавно стал нерабочим — чествование всех мужчин страны 👇:
(При написании статьи использовались материалы с сайтов: ria.ru; gazeta.ru; bbc.com)