Правда ли, что уже в дореволюционные времена здесь было напряжённое движение? Как тогда пытались решить эту проблему? Когда тут задумали строить новую развязку? Почему отклонили изначальный проект? В чём была уникальность варианта, который в итоге построили? А также - как Савёловская эстакада навсегда уничтожила местное трамвайное движение? И удалось ли после её появления исправить здесь транспортную ситуацию? Об этом и не только расскажу сегодня.
Транспортный коллапс
Уже в дореволюционные времена эта местность была важным и крупным транспортным узлом. Особенно после того, как здесь в 1902 году построили Савёловский вокзал. Тут пересекались сразу несколько улиц: Новослободская, Нижняя Масловка, Большая Бутырская, Сущёвский и Бутырский вал. Причём все эти проезды являлись достаточно важными. Кроме того, местность разделяла железнодорожная ветка, которая соединяла Белорусское и Курское направления.
Через рельсы в 1912 году перекинули небольшой путепровод. Конструкцию проектировал архитектор Иван Струков. Длина моста составила 27 метров. Для красоты его отделали природным камнем. Однако со своей главной функцией сооружение справлялось плохо. В первую очередь, из-за скромной ширины в 17,5 метров. Да и сама организация движения в течение десятилетий не отличалась удобством. К концу 1950-х всё было устроено так, что на протяжении 200 метров здесь имелось три светофора. Машины, автобусы и трамваи стояли в бесконечных пробках.
Московские чиновники хотели исправить ситуацию ещё в 1930-х. Но сделать ничего не успели. Вернулись к вопросу в 1957 году. Тогда архитектор Дмитрий Бурдин с коллегой по фамилии Лютов выдвинули свой вариант. Они хотели просто расширить существовавший путепровод. Но не везде значения были бы одинаковыми. Из-за этого обновлённый мост напоминал по форме трапецию. Чтобы соединить Нижнюю Масловку с площадью перед вокзалом, предлагалось сделать тоннели параллельно железной дороге. Никакого разделения транспортных потоков не планировалось: все пять дорог по-прежнему должны были пересекаться на одном уровне.
Такого в СССР ещё не строили
Проект, упомянутый выше, в итоге не утвердили. Скорее всего, потому что пользы от него фактически никакой не было. Справедливости ради, опыт строительства такого рода в Москве отсутствовал. На тот момент в столице не существовало похожих сооружений. Но на рубеже 1960-х это начали исправлять. Открылось несколько тоннелей на Садовом кольце. Появилась первая эстакада в районе станции метро "Парк культуры". Накопленные знания позволили инженерам более правильно подойти к вопросу обновления Савёловской площади.
Транспортная развязка должна была стать уникальной для Москвы и состоять из трёх ярусов. Нижний уровень составляли железнодорожные пути, автомобильные тоннели и сама привокзальная площадь. На среднем находились путепроводы через рельсы, которые соединяли две улицы - Новослободскую и Бутырскую. Верхняя часть представляла собой как раз эстакаду от Нижней Масловки до Сущёвского вала. Её длина составила 512 метров, а ширина - 31.
Проект разрабатывали архитектор К.Н. Яковлев с инженером В.Н. Константиновым. Планировалось, что этот участок станет отрезком нового кольца, которое сейчас мы называем Третьим Транспортным. Строительство начали в 1963 году. В первую очередь, возвели временный путепровод. По нему пустили весь автомобильный и общественный транспорт, в том числе и трамваи. Старую конструкцию через какое-то время разобрали. Полностью завершили все работы во второй половине 1966 года.
Попробуй сориентируйся
Отдельно в процессе строительства москвичи переживали за трамвай. Рельсы убрали, когда демонтировали временный путепровод. Однако столичные власти уверяли, что это не на совсем. Потом вагончики обязательно вернутся и будут дальше перевозить пассажиров. Тем не менее, трамвайное движение здесь так и не восстановили. Перестало ходить множество маршрутов. Например, №50 (пр-д Энтузиастов - ул. 8 Марта); №1 (посёлок Войкова - Покровские ворота); №29 (пл. Расковой - Шмитовский проезд). Этот шаг стал первым к полному разрыву северо-западной трамвайной сети Москвы с остальными маршрутами. Когда в 1973 году сняли рельсы на Большой Грузинской улицы, этот процесс полностью завершился.
Несмотря на то, что новая развязка неплохо разделила транспортные потоки, ориентироваться на ней было и остаётся довольно сложно. Так в справочнике 1980 года "100 Московских перекрёстков" описание движения через площадь Савёловского вокзала и эстакаду занимает целых шесть страниц. Честно говоря, не всегда понятно с первого раза, как именно следовало ехать. Сложные участки есть и сейчас. Для меня самым непростым кажется поворот в тоннель с Сущёвского на Бутырский вал. Можно запросто уехать в сторону Дмитровского шоссе, если встать не в тот ряд.
Ко всему прочему, даже такая многоуровневая развязка не помогла в будущем избежать серьёзных пробок. Конечно, специалисты планировали здесь оживлённые транспортные потоки. Но не предвидели, что они окажутся настолько интенсивными. Если на путепроводах между Новослободской и Бутырской улицами обычно ещё как-то посвободнее, то Савёловская эстакада стоит в обе стороны довольно часто. Причём не только в часы пик.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!