Найти тему
"Ваша газета"

Жилкомликбез: поучили людей жить

Нижнекамских старших по домам и председателей СТОС на прошлой неделе учили коммунальной жизни в Центре молодёжных инициатив «Ковёр» - на образовательном семинаре спикерами были исполнительный директор Ассоциации «Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ» Республики Татарстан Дмитрий РОМАНОВ и юрист Центра Зоя КУКЛИНА.

Сточные воды – вне закона

Сферу жилищно-коммунального хозяйства регулирует 18 нормативных актов федерального, республиканского и муниципального уровней. Чтобы разобраться во всём этом - от Жилищного и Гражданского кодексов РФ до постановлений местных органов самоуправления - требуется уйма времени и сил. Эксперт Ассоциации «РЦОК» рассказал о правах и обязанностях собственников в многоквартирных домах, зонах ответственности надзорных органов, начислении за ЖКУ, общедомовом имуществе и спорных ситуациях, в решении которых участвовала Ассоциация. Заявленная цель ликбеза - повышение эффективности взаимодействия граждан с управляющими компаниями, которых в Нижнекамске две - «ПЖКХ-17» и «Жильё».

О качестве оказываемых жилищных услуг нижнекамцы рассказывают в соцсетях обычно с неподдельными эмоциями, чаще всего негативными. Вот и приходится общественной организации объяснять ключевые моменты, чтобы снизить социальную напряжённость. А она, несомненно, есть: как только спикер закончил выступление и попросил задавать вопросы, зал наполнился выкриками с мест и сердитым гудением. Участников семинара интересовали механизмы перерасчёта платы за предоставление некачественных услуг, благоустройства придомовой территории, расчёта платы за ТКО, проведения капитального и текущего ремонтов, создания совета МКД и правильность процедуры общего собрания собственников.

«В новых домах есть дворницкие помещения, а в старых нет технической возможности потреблять и сливать воду. Если даже дворник набирает воду в подвале, чтобы помыть пол, слить она её никуда не может, за исключением как на улицу - цветочки полить. Почему же тогда жители этих домов платят за сточные воды при содержании общего имущества?» - вопрос, прозвучавший одним из первых, привёл Д. Романова в замешательство. Потому как законодательные акты обходят стороной этот момент. Разница между суммой поквартирных показателей и показаниями общедомового прибора учёта разделяется между всеми жильцами, но вот откуда она берётся и почему так оригинально возмещается? Увы, ответа не прозвучало. Исполнительный директор Ассоциации обещал поднять эту тему на заседании общественной палаты РТ, членом которой он является.

Жалуйтесь, граждане

Д. Романов подробно рассказал, как решать проблемы с жилищными и коммунальными услугами максимально эффективно. В случае аварии надо немедленно позвонить в единую диспетчерскую службу по номерам 072 или 8(8555) 40-07-20. В остальных случаях сначала нужно обратиться в свою управляющую компанию, возможно, вопрос решится уже на этом уровне. Если чуда не случилось, УК вас проигнорировала, есть для сигналов надзорные ведомства, портал «Открытый Нижнекамск» и сайт «Народный контроль». Через положенное время там обязаны отреагировать на любую жалобу.

В Нижнекамский ТО управления Роспотребнадзора можно направить жалобу, если качество жилищно-коммунальных услуг никакое: вода из крана откровенно грязная или холодная вместо горячей, не работает вытяжка, в квартире слишком жарко или слишком холодно. Нормативной для жилого помещения, кстати, считается температура 18-220С, в угловой комнате - 20-240С. Роспотребнадзор разберётся также, если в доме есть крысы, тараканы, сырость и плесень, воняет канализацией.

«Татэнергосбыт» поменяет старый электросчётчик на новый «умный» прибор учёта. Пожарный надзор выдаёт или не выдаёт разрешения на установку шлагбаумов, а Ростехнадзор следит за лифтами. В прокуратуру нужно идти, когда не привели к решению вопроса неоднократные обращения с жалобами на обслуживание в управляющую организацию, Роспотребнадзор, Государственную жилищную инспекцию РТ.

Городской исполком может помочь, если вас беспокоит что-то из списка:

- межевание и благоустройство придомовой территории;

- посадка, обрезка и спил деревьев;

- переустройство и перепланировка в квартирах;

- сроки и качество капитального ремонта;

- установка мусорных контейнеров;

- стаи беспризорных животных, несанкционированный приют для животных в жилом или нежилом помещениях многоквартирного дома.

Можно и нельзя

В редакцию «ВГ» не единожды обращались нижнекамцы, пострадавшие от неузаконенной перепланировки - своей или соседской. И Д. Романов рассказал о нескольких случаях из юридической практики Ассоциации, когда жители МКД предпочли личные интересы соседским. Например, сделали тёплый пол и подключили его к горячему водоснабжению. Пол получился хорошим, а вот горячая вода у соседей стала еле тёплой. Нередко жильцы устанавливают без согласования дополнительные секции батарей: у них становится теплее, а у остальных - холоднее.

Существование кладовок в коридорах и общих дверей на несколько квартир уже два года как противоречит противопожарным требованиям. Однако не все поторопились их снести, несмотря на то, что управляющая организация может подать на их устройщиков в суд.

Общественник напомнил и о том, что можно делать в собственной квартире без разрешения, а что надо согласовывать. Делать косметический ремонт, разбирать старую встроенную мебель, переставлять электроплиту в пределах кухни и менять старое оборудование на новое без изменения технических характеристик - можно, не спрашивая разрешения.

Необходимо получить разрешение на перепланировку при:

- установке другого оборудования: газовую плиту вместо электрической или душевую кабинку вместо ванны;

- замене систем отопления, водоснабжения, газоснабжения, вентиляции;

- изменении границ помещений, стены, перегородки, оконных и дверных проёмов, конструкцию полов;

- остеклении балконов.

Жилищный кодекс РФ гласит, что самовольные перепланировка или переустройство без согласования с органами местного самоуправления запрещены. А незаконные перепланировки, которые не были внесены в технический паспорт квартиры и дома, подлежат приведению в первоначальное состояние в разумный срок. Есть, однако, лазейка, что уже сделанную перепланировку можно узаконить через суд, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создаёт угрозу их жизни или здоровью.

Категорически запрещено объединять газифицированные помещения с жилыми комнатами, устанавливать тёплые полы с подключением от общедомовых систем горячего водоснабжения или отопления, переносить батареи на лоджию, балкон или веранды.

Даёшь доходы

Д. Романов рассказал, как заработать на общем имуществе. Можно устроить платную парковку, что неоднократно предлагал нижнекамцам мэр Рамиль МУЛЛИН. Разместить в доме или на нём рекламные конструкции. Сдать помещение арендаторам - провайдерам, телевизионщикам и операторам сотовой связи. Использовать общее имущество можно только на основании решения общего собрания собственников жилых и нежилых помещений. И проголосовать должно не менее двух третей общего количества жителей дома.

Чтобы решать вопросы с управлением общим имуществом более оперативно, собственники могут избрать Совет многоквартирного дома и наделить его полномочиями на принятие решений от имени собственников. Также на общем собрании жильцы могут увеличить взносы на капремонт, чтобы решить какую-либо конкретную проблему. Закон вполне позволяет не ждать, пока кто-то другой придёт и всё сделает, а справиться самим. Было бы желание.

Мы своих знаем

-2

Председатель СТОС микрорайона №36 Жанна КЛЕНКОВА, с которой «ВГ» побеседовала сразу после семинара, сочла правовой ликбез полезным:

- Не всегда успеваешь отслеживать изменения законодательства. А ведь старшие по дому и председатели СТОСов - это связующее звено между властями и жителями. Воодушевлять, сплачивать жильцов, вместе решать актуальные вопросы, следить за исполнением поручений исполкома - в работе старших по дому есть много нюансов.

-3

Пользу семинара признаёт и Зария ПЛОТНИКОВА, старшая по дому №7 на Бызова:

- Мы же своих людей всех знаем. И они нас все хорошо знают. Мы стараемся быть в курсе всего, чтобы ответить на любой вопрос: куда позвонить, куда пойти, что сделать.

Если у вас возникла проблема в сфере ЖКХ и вы не знаете, что делать, обратитесь в Ассоциацию «Региональный Центр общественного контроля в сфере ЖКХ» Республики Татарстан:

Адрес: 420111, Республика Татарстан, Казань, Лобачевского, 10в, подъезд №4.

Телефон 8(843) 236-29-97;

e-mail: obcontrolrt@mail.ru;

сайт: www.obcontrolrt.ru.