«Щегол», что приходит на ум? Картина маслом? Роман, получивший Пулитцеровскую премию? Или фильм с Николь Кидман? Эта история длится с 1654 года до наших дней.
Карел Фабрициус родился в 1622 году в Нидерландах, в период расцвета голландской живописи. Сначала он был плотником, а затем работал и учился в мастерской Рембрандта. Из всех учеников только Фабрициус смог выработать оригинальную художественную манеру. В отличие от Рембрандта, который предпочитал писать светлое на темном, Фабрициус писал темное на светлом. Затем Карел переехал в город Делфт, где в то время начинал творческий путь Ян Вермеер.
Фабрициус был художником, подававший большие надежды, и кто знает, сколько бы его шедевров сегодня висело в галереях по всему миру. К сожалению, он умер в возрасте 32 лет в результате взрыва, уничтожившего почти все его работы. Авария 1654 года была случайной трагедией — на складе в Делфте от шальной спички загорелось 90 000 тонн пороха. «Щегол», написанный в том же году, — одна из немногих сохранившихся работ Фабрициуса.
Писательница Донна Тартт увидела потенциал этой катастрофической истории. Ее бестселлер, на создание которого ушло одиннадцать лет и почти 800 страниц, получил Пулитцеровскую премию в 2014 году.
В отличие от истории, описанной в романе Тартт, картину никогда не крали (в книге сюжет выстроен вокруг похищения и возвращения шедевра). Сегодня она все так же хранится в Гааге рядом с работами Рембрандта и Вермеера.
Но что такого особенного в этой крошечной картине, спасенной из-под обломков Дельфта, что держит нас в плену своих чар? Фабрициус создал «Щегла» в последний год жизни. На небольшом полотне 33,5 см × 22,8 см, на куске грубой древесины, он изобразил птицу, которая сидит на насесте. К лапке прикреплена цепочка, не позволяющая улететь. Выбор именно щегла во многом понятен – в Голландии XVII века их часто держали в богатых домах в качестве питомцев. Красивое пение сделали их очень популярными. Птицы, конечно, были в изобилии на картинах, как фон, как символические изображения, как мясо в натюрмортах. Но как главный предмет портрета? Это было неслыханно! Его искренность и простота не похожи ни на что другое. Птица выглядит так, как будто может взлететь в любой момент, если бы не цепь.
Картина принадлежит к так называемым обманкам – художник создал иллюзию объемного изображения. «Щегол» написан в технике импасто – краску автор наносил толстым слоем. Современники Фабрициуса считали, что реализм связан с четкостью линий, но сам он избегал резких границ и растушевывал краски, добиваясь эффекта расфокуса. Спустя 200 лет подобным приемом будут пользоваться импрессионисты.
Технический анализ историков искусства так и не смог определить историю картины. Следы от гвоздей и другие углубления указывают на то, что она могла быть частью предмета мебели. Другие предполагают, что это была декоративная дверная панель.
Творческое наследие Фабрициуса не было широко популярно. Лишь в XIX веке «Щегла» заново открыл миру французский искусствовед Теофиль Торе-Бюргер. Он посчитал картину ценной, потому что на ней стояла подпись человека, связанного с Вермеером. В 1866 году Торе-Бюргер выставил произведение Фабрициуса вместе с работами Вермеера в «Ретроспективной экспозиции», а в 1896 году «Щегол» вернулся в Голландию, в гаагскую галерею Маурицхёйс.
Может быть, секреты, которые хранит «Щегол», делают этот уникальный образ таким трогательным и сильным. Его хрупкость, но его способность выживать более 350 лет говорит о многом для всех нас. Он говорит с нами через время. Как говорит Донна Тартт: «Какой же это почет, какой триумф — любить то, над чем Смерть не властна.
Понравилась статья? Тогда поставьте лайк, подпишитесь на канал и поделитесь статьей с друзьями.