Найти в Дзене
ArtPublica

«Щегол»: пение сквозь время

«Щегол», что приходит на ум? Картина маслом? Роман, получивший Пулитцеровскую премию? Или фильм с Николь Кидман? Эта история длится с 1654 года до наших дней.

Карел Фабрициус родился в 1622 году в Нидерландах, в период расцвета голландской живописи. Сначала он был плотником, а затем работал и учился в мастерской Рембрандта. Из всех учеников только Фабрициус смог выработать оригинальную художественную манеру. В отличие от Рембрандта, который предпочитал писать светлое на темном, Фабрициус писал темное на светлом. Затем Карел переехал в город Делфт, где в то время начинал творческий путь Ян Вермеер.

Карел Фабрициус, Автопортрет, 1645 г.
Карел Фабрициус, Автопортрет, 1645 г.

Фабрициус был художником, подававший большие надежды, и кто знает, сколько бы его шедевров сегодня висело в галереях по всему миру. К сожалению, он умер в возрасте 32 лет в результате взрыва, уничтожившего почти все его работы. Авария 1654 года была случайной трагедией — на складе в Делфте от шальной спички загорелось 90 000 тонн пороха. «Щегол», написанный в том же году, — одна из немногих сохранившихся работ Фабрициуса.

Эгберт ван дер Поэль. Вид на Делфт после взрыва 1654 года.
Эгберт ван дер Поэль. Вид на Делфт после взрыва 1654 года.

Писательница Донна Тартт увидела потенциал этой катастрофической истории. Ее бестселлер, на создание которого ушло одиннадцать лет и почти 800 страниц, получил Пулитцеровскую премию в 2014 году.

Обложка книги Донны Тартт «Щегол», опубликованной в 2013 году издательством Little, Brown and Company.
Обложка книги Донны Тартт «Щегол», опубликованной в 2013 году издательством Little, Brown and Company.

В отличие от истории, описанной в романе Тартт, картину никогда не крали (в книге сюжет выстроен вокруг похищения и возвращения шедевра). Сегодня она все так же хранится в Гааге рядом с работами Рембрандта и Вермеера.

Но что такого особенного в этой крошечной картине, спасенной из-под обломков Дельфта, что держит нас в плену своих чар? Фабрициус создал «Щегла» в последний год жизни. На небольшом полотне 33,5 см × 22,8 см, на куске грубой древесины, он изобразил птицу, которая сидит на насесте. К лапке прикреплена цепочка, не позволяющая улететь. Выбор именно щегла во многом понятен – в Голландии XVII века их часто держали в богатых домах в качестве питомцев. Красивое пение сделали их очень популярными. Птицы, конечно, были в изобилии на картинах, как фон, как символические изображения, как мясо в натюрмортах. Но как главный предмет портрета? Это было неслыханно! Его искренность и простота не похожи ни на что другое. Птица выглядит так, как будто может взлететь в любой момент, если бы не цепь.

Карел Фабрициус, Щегол, 1654
Карел Фабрициус, Щегол, 1654

Картина принадлежит к так называемым обманкам – художник создал иллюзию объемного изображения. «Щегол» написан в технике импасто – краску автор наносил толстым слоем. Современники Фабрициуса считали, что реализм связан с четкостью линий, но сам он избегал резких границ и растушевывал краски, добиваясь эффекта расфокуса. Спустя 200 лет подобным приемом будут пользоваться импрессионисты.

Технический анализ историков искусства так и не смог определить историю картины. Следы от гвоздей и другие углубления указывают на то, что она могла быть частью предмета мебели. Другие предполагают, что это была декоративная дверная панель.

Карел Фабрициус, Щегол , 1654. Фрагмент
Карел Фабрициус, Щегол , 1654. Фрагмент

Творческое наследие Фабрициуса не было широко популярно. Лишь в XIX веке «Щегла» заново открыл миру французский искусствовед Теофиль Торе-Бюргер. Он посчитал картину ценной, потому что на ней стояла подпись человека, связанного с Вермеером. В 1866 году Торе-Бюргер выставил произведение Фабрициуса вместе с работами Вермеера в «Ретроспективной экспозиции», а в 1896 году «Щегол» вернулся в Голландию, в гаагскую галерею Маурицхёйс.

Может быть, секреты, которые хранит «Щегол», делают этот уникальный образ таким трогательным и сильным. Его хрупкость, но его способность выживать более 350 лет говорит о многом для всех нас. Он говорит с нами через время. Как говорит Донна Тартт: «Какой же это почет, какой триумф — любить то, над чем Смерть не властна.

Понравилась статья? Тогда поставьте лайк, подпишитесь на канал и поделитесь статьей с друзьями.