Найти тему
Культур-трегер

Как могут выглядеть в наши дни перешитые платья Елизаветы Петровны

Елизавета Петровна и ее единственное дошедшее до нас платье (коронационное).
Елизавета Петровна и ее единственное дошедшее до нас платье (коронационное).

До наших дней дошло только одно подлинное платье Елизаветы Петровны. Хотя известно, что после смерти императрицы их обнаружили 15 000.

Со слов воспитателя Петра III Якоба Штелина: "частью один раз надеванных, частью совсем не ношенных, два сундука шелковых чулок, лент, башмаков и туфлей до нескольких тысяч и проч. Более сотни неразрезанных кусков богатых французских материй".

Впоследствии эти платья долгое время отправляли на нужды театров, перешивали для придворных маскарадов и т.п. По понятным причинам все, что использовали подобным образом, не сохранилось.

Однако платья из наиболее дорогих материалов часто жертвовали в церкви и монастыри для шитья церковных облачений.

В XVIII - начале XIX века подобная практика считалась нормальной и никого не смущала.

В коллекции Эрмитажа есть несколько церковных облачений, которые сотрудники музея определили как перешитые из платьев XVIII века:

Фелонь, перешитая из парадного женского платья. Россия, вторая половина XVIII в., XVII в. (оплечье). Хранится в Эрмитаже в Петербурге.
Фелонь, перешитая из парадного женского платья. Россия, вторая половина XVIII в., XVII в. (оплечье). Хранится в Эрмитаже в Петербурге.

Эта фелонь выполнена уже при Екатерине II, но вполне возможно, что для нее использовали платье из гардероба Елизаветы Петровны. Поскольку ткани уж очень дорогие: шелк и бархат с вышивкой посеребрённой металлической нитью.

Если присмотреться, то будет заметно, что и сама форма платья середины XVIII века неплохо сохранилась:

Фелонь, перешитая из парадного женского платья. Россия, вторая половина XVIII в., XVII в. (оплечье). Хранится в Эрмитаже в Петербурге.
Фелонь, перешитая из парадного женского платья. Россия, вторая половина XVIII в., XVII в. (оплечье). Хранится в Эрмитаже в Петербурге.

Или еще одна фелонь, также выполненная при Екатерине Великой:

Фелонь Россия, 1772 г. Хранится в Эрмитаже в Петербурге.
Фелонь Россия, 1772 г. Хранится в Эрмитаже в Петербурге.

Материал ее верхней части украшен орнаментом в виде букетов роз.

Всего подобных экспонатов (если говорить о времени в 10-15 лет после смерти Елизаветы Петровны) в Эрмитаже хранится около двадцати штук.

Разумеется, утверждать, что все они когда-то были платьями Елизаветы Петровны, нельзя. Но такая возможность не может быть и полностью исключена.

Ткань для церковных облачений, Россия, вторая половина XIX в. Хранится в Эрмитаже. Крупнейшей отраслью промышленности в России XIX веке стала текстильная, в которой русские производители достигли большого мастерства.
Ткань для церковных облачений, Россия, вторая половина XIX в. Хранится в Эрмитаже. Крупнейшей отраслью промышленности в России XIX веке стала текстильная, в которой русские производители достигли большого мастерства.

Важно отметить, что к началу XIX века практика пожертвования дорогой светской одежды (или ткани) на церковные облачения в России постепенно прекратилась.