До наших дней дошло только одно подлинное платье Елизаветы Петровны. Хотя известно, что после смерти императрицы их обнаружили 15 000.
Со слов воспитателя Петра III Якоба Штелина: "частью один раз надеванных, частью совсем не ношенных, два сундука шелковых чулок, лент, башмаков и туфлей до нескольких тысяч и проч. Более сотни неразрезанных кусков богатых французских материй".
Впоследствии эти платья долгое время отправляли на нужды театров, перешивали для придворных маскарадов и т.п. По понятным причинам все, что использовали подобным образом, не сохранилось.
Однако платья из наиболее дорогих материалов часто жертвовали в церкви и монастыри для шитья церковных облачений.
В XVIII - начале XIX века подобная практика считалась нормальной и никого не смущала.
В коллекции Эрмитажа есть несколько церковных облачений, которые сотрудники музея определили как перешитые из платьев XVIII века:
Эта фелонь выполнена уже при Екатерине II, но вполне возможно, что для нее использовали платье из гардероба Елизаветы Петровны. Поскольку ткани уж очень дорогие: шелк и бархат с вышивкой посеребрённой металлической нитью.
Если присмотреться, то будет заметно, что и сама форма платья середины XVIII века неплохо сохранилась:
Или еще одна фелонь, также выполненная при Екатерине Великой:
Материал ее верхней части украшен орнаментом в виде букетов роз.
Всего подобных экспонатов (если говорить о времени в 10-15 лет после смерти Елизаветы Петровны) в Эрмитаже хранится около двадцати штук.
Разумеется, утверждать, что все они когда-то были платьями Елизаветы Петровны, нельзя. Но такая возможность не может быть и полностью исключена.
Важно отметить, что к началу XIX века практика пожертвования дорогой светской одежды (или ткани) на церковные облачения в России постепенно прекратилась.