Главный архитектор чудо-аэропорта Александр Жук получил за свой проект Государственную премию. Его сын Евгений, тогда еще молодой специалист, также принимал участие в работе над проектом. Спустя полвека Metro попросило Евгения Александровича вспомнить, как строился аэропорт, известный в народе как "Пять стаканов"."Терпеть не могу, когда Пулково называют "Пять стаканов", - рассказывает архитектор. - К стеклянным сосудам эти конструкции не имеют никакого отношения. Кто-то придумал, и все подхватили".
Короткая жизнь финских кресел
В 1973 году новый аэровокзал в Ленинграде стал крупнейшим в стране. Здание было инновационным и ультрасовременным.
"Авторы придумали новую и ранее не используемую в СССР схему, - объясняет Евгений Жук. - Улетающие пассажиры сразу поднимались по пандусу на второй уровень здания, благодаря чему не смешивались с теми, кто прилетал в Ленинград".
По словам Евгения Александровича, к стойкам регистрации не выстраивались очереди. Пассажиров было достаточно, просто они могли зарегистрироваться на любой рейс на любой стойке регистрации.
"Было закуплено специальное финское оборудование, благодаря которому эта история была осуществима, - продолжает он. - Позже систему отменили, и у стоек снова появились очереди".
Специально для нового аэровокзала закупили красивые финские кресла, предназначенные для отдыха пассажиров.
"Правда, пассажиры отдыхали недолго, - вспоминает Евгений Жук. - По ночам прямо по пандусам к дверям аэропорта подъезжали такси, финские кресла грузили и увозили. Тогда почему-то и охраны особой в здании не было. В общем, импортная мебель быстро закончилась. Ее заменили на что-то более дешевое, и в залах стало не так красиво, как вначале".
Мраморную стену пришлось строить дважды
Главный архитектор Александр Жук очень переживал за свой проект.
"Во время строительства отец каждый день ездил на стройку, - говорит Евгений Александрович. - Машины у нас не было, папа ехал через весь город на общественном транспорте, а потом пешком - к аэровокзалу. Иногда его подхватывал какой-нибудь грузовик".
Аэропорт был разделен на три зоны. Зона "А" - партийно-правительственная, зона "Б" - для обычных пассажиров и зона "В" - для интуристов.
"В отделке правительственной зоны использовали искусственный мрамор, - вспоминает архитектор. - Стены из этого материала должны быть идеально ровными, любое отклонение от нормы тут же бросается в глаза. Во время очередного авторского надзора отец заметил, что стена кривая. Сообщил прорабу. Тот ответил, что строители ничего переделывать не будут. Отец сказал еще раз и получил тот же ответ. Тогда главный архитектор Пулково взял кувалду и разбил мраморную стену. Естественно, ее сделали заново, и на этот раз она была идеально ровной".
Главные награды
Александр Жук за проект аэропорта Пулково получил Государственную премию СССР. Но главной наградой считал письма пассажиров, которые он получал в течение многих лет после открытия аэровокзала.
"Из Пулково самолеты летали по всему Советскому Союзу, и письма приходили со всей страны, - говорит его сын. - Помню, одна женщина из Владивостока восхищалась архитектурой и благодарила автора здания аэропорта. Для отца это был один из самых главных проектов его жизни. Я тоже участвовал, но, естественно, гораздо меньше. Я пришел в мастерскую в 1969 году, когда все уже было придумано, оставалось только доработать некоторые детали. Но Пулково тоже любил и чувствовал себя там как дома".
Съемочная площадка
Пулково полюбили режиссеры, аэропорт стал съемочной площадкой для многих советских кинокартин. Главный герой фильма "Ирония судьбы, или С легким паром!" Эльдара Рязанова прилетает в Пулково. В кадр попали взлетная полоса и светящаяся надпись "Ленинград". В советском детективе "Золотая мина" Евгения Татарского один из главных персонажей, которого играет Олег Даль, много времени проводит на ленинградском аэровокзале. В картине Или Малаховой "Привет, мама" главная героиня работает в аэропорту, все рабочие сцены снимали в Пулково.
Посадочная галерея
В 2013 году построен новый аэровокзал с северной посадочной галереей общей площадью 105 600 квадратных метров. Был произведён ремонт в Пулково-1: здание стало использоваться в качестве посадочной галереи, к нему были пристроены телетрапы.
Алена Бобрович