"...Древней меня лишь вечные созданья,
И с вечностью пребуду наравне. Входящие, оставьте упованья"
– эти слова встречают души у ворот ада в "Божественной комедии" Данте Алигьери.
Именно "Божественная комедия" вдохновила Родена на создание массивного, многофигурного портала.
И в музее Сумайя величественные и плотно закрытые ворота встречают своих восторженных зрителей. Не от того ли они кажутся очень знакомыми, что персонажи и фигуры обрамляющие портал мы уже где-то встречали...
Удивительно, но Роден работал над каждой отдельной фигурой своего произведения около 30 лет. Изначально это был госзаказ для нового здания музея декоративного искусства в Париже. Роден задумал его, как двенадцатиметровый портал. Работа продвигалась очень медленно, и в итоге госзаказ был отменен... Но врата стали чуть ли не смыслом жизни для Родена – здесь слились в одну единую линию, и переплелись все его работы.
Скульптура Икара, превращающегося в падшего ангела, Амур, трагическая любовь Паолы и Франчески, история Графа Уголино и другие, и, конечно, он – "Мыслитель" 😉
Эту фигуру знают даже те, кто не близок к искусству. Но мало кто знает, что в его образ Роден вписал самого Данте, спустившегося в ад. Он весь напряженный, в ужасе, ошеломлении и скорби от того, что увидел.
Создавая фигуры для своей масштабной работы, Роден вряд ли думал, что по отдельности они станут популярнее, чем сами "Врата ада"... Он создавал эту скульптуру словно с обвинением к себе: любовь в его жизни была яркой, пламенной, страстной, но будто губила все вокруг... помните историю с Камиллой Клодель?
Практически все фигуры пронизаны сюжетом трагической любви, вдохновляющей, но словно ведущий в ад...
К слову, в музее Сумайя есть несколько работ Камиллы Клодель. Таких же чувственных, как работы самого Родена. И да, это одна из самых больших коллекций Родена за пределами Парижа. Так что, музей Сумайя в этом смысле обладает уникальной коллекцией.
Интересно, что именно в "Вратах ада" Роден воплотил главную идею Данте. Скорбь и всепоглащающая любовь, которая словно воронка затягивала грешников вглубь, так и Роден извоял своих грешников обрамляющих портал и уводящих далеко за пределы мирозданья. Там, за этими воротами ничего нет...только всепоглощающая бездна.