Найти в Дзене
ВТБ Страна

Не брак, а выгодная сделка: невесты на полотнах русских живописцев

Оглавление

Образов счастливой невесты почти нет в русской живописи. Почему так получилось? Неужели все браки были неудачны, а невесты разочарованы в своих суженых? Ответим на эти вопросы и разберем свадебные истории с полотен русских живописцев.

Где все счастливые невесты?

Фирс Журавлёв. «После венчания», 1874 год, Тамбовская областная галерея, Тамбов © Public domain
Фирс Журавлёв. «После венчания», 1874 год, Тамбовская областная галерея, Тамбов © Public domain

Брак по любви был редкостью вплоть до 21 века, причем не только в России, но и по всему миру. Венчание, долгое время остававшееся единственным законным способом заключения брака, — это союз перед Богом, построенный на человеческой любви и взаимном уважении. А вот страсть и влюбленность могли лечь в основу только греховной связи, но точно не христианского брака.

Если любовь — условие необязательное, то главным критерием для подбора суженого становится бытовая выгода. Поэтому свадьба многими поколениями воспринималась как выгодная сделка, причем у каждого сословия условия такой сделки были свои. У крестьян, купцов, дворян и даже правителей были свои печальные традиции заключения выгодных соглашений, которые назывались браком.

В русской истории самый распространенный «выгодный брак» заключали между богатыми купеческими отпрысками и представителями дворянства. Купеческим наследникам брак давал дворянские привилегии, например владеть крестьянами и землей или участвовать в местном самоуправлении. К 18 веку купцы стали богаче дворян и считали себя достойными влиться в высшее общество. Постоянно беднеющие дворяне, в свою очередь, были готовы идти на такое соглашение ради денег, которые спасали их род. А вот желание молодоженов никого не интересовало.

Но далеко не все дворяне были готовы соглашаться на мезальянс. Многие знатные родители пытались отыскать выгодную партию своему ребенку среди дворян. Желающих получить в жены девушку из обедневшего дворянского рода, пусть очень красивую и воспитанную, было немного. Чаще всего на это соглашались одинокие старики без наследников или вдовцы, которые хотели снова почувствовать вкус жизни со своими молодыми невестами.

Так в обществе появилась социальная традиция браков, удачных только с точки зрения финансовой выгоды. Эту проблему реалисты 19 века часто брали в основу своих живописных полотен.

Все невесты жениха

Василий Пукирев. «Неравный брак», 1862 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Василий Пукирев. «Неравный брак», 1862 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Самой известной картиной с подобным сюжетом стал «Неравный брак» Василия Пукирева. В центре полотна — опечаленная невеста. Художник выделяет ее на фоне остальных героев почти караваджевским лучом света. Девушка не льет ручьи слез и не заламывает руки. Ее опущенный взгляд и белое заплаканное лицо выражают настоящую человеческую скорбь. Она покорно поднимает руку, чтобы священник надел ей на палец заветное для жениха, но роковое для нее, кольцо.

На полотне много мелочей, спрятанных от невнимательного зрителя. Например, на картине есть две еле заметные фигуры старух: одна — за женихом, другая — за священником. Кажется, в их присутствии на свадьбе такого немолодого мужчины нет ничего странного. Но это только до тех пор, пока мы не замечаем на их головах такие же венки, как и на невесте.

Одна из старух даже в белом облачении, почти таком же, как у молодой девушки. Правда, оно больше похоже не на свадебное платье, а на погребальный саван. Это пришли посмотреть на своего старого жениха его предыдущие невесты. Ведь за спиной священника во время таинства венчания не может быть никого, кроме посетителей из иного мира.

Старухи подняли взгляд на своего жениха, а тот, как и его немолодые друзья, поглядывает на невесту. За спиной этой несчастной стоит сам автор — Василий Пукирев, который ведет молчаливый диалог с изображенным рядом другом и коллегой Петром Шмельковым. Для автора традиция подобных браков стала личной трагедией: эта молодая девушка отражала судьбу его возлюбленной Прасковьи Варенцовой. Может, поэтому картина стала единственным шедевром Пукирева, а после нее он создавал проходные и безликие работы.

Срыв удачного брака

Фирс Журавлёв. «Перед венцом», до 1874 года, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Фирс Журавлёв. «Перед венцом», до 1874 года, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Картины Фирса Журавлёва будто иллюстрации к пьесам Островского — он в русской литературе 19 века наиболее часто обращался к проблеме несчастных браков по расчету. На жанровых работах Журавлёва все те же герои: хитрые свахи, несчастные невесты, любящие, но безразличные отцы. Самая популярная из его картин на эту тему — «Перед венцом». Она оказалась настолько популярной, что Журавлёву пришлось создавать несколько вариантов-повторений.

Фирс Журавлёв. «Перед венцом», 1874 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain
Фирс Журавлёв. «Перед венцом», 1874 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain

На полотне почти островская драма. Невеста в подвенечном платье истошно рыдает во время благословения отцом. Набожные родители замерли в недоумении: ведь в этом браке нет ничего необычного. Так, по выбору отца и матери, они заключались в их семье сотни лет.

На одной из версий картины за спиной невесты стоит жених. Он не стар и внешне приятен, стоит, ошеломленный этой неожиданной сценой. Кем бы ни был этот молодой человек, но невеста явно его не любит. Возможно, у нее уже был претендент на ее руку и сердце, которого не одобрила семья.

Главное — спасти семью

Владимир Маковский. «К венцу (Прощание)», 1894 год, Самарский областной художественный музей, Самара © Public domain
Владимир Маковский. «К венцу (Прощание)», 1894 год, Самарский областной художественный музей, Самара © Public domain

Владимир Маковский прославился своими жанровыми сценами. Часто на его полотнах только два героя и множество деталей. Среди подобных работ и картина «К венцу (Прощание)». Перед нами снова печальная невеста, но у нее своя горестная история.

На картине девушка в свадебном облачении прощается со своим больным отцом. Он в поношенном сюртуке, окружен скромным интерьером. У девушки — слезы на глазах и пустой, почти безжизненный взгляд. Понятно: ее выдают замуж за нелюбимого человека, чтобы поправить финансовое состояние семьи. Мы не видим ее жениха: может, он молод, но жесток и неприятен, может, стар и берет ее в жены в качестве дорогого украшения. Но это не имеет значения, ведь она точно не сможет быть с ним счастлива.

Подобных трагичных историй на полотнах русских живописцев еще множество. Это не значит, что все браки прошлого неудачны, а невесты постоянно несчастны. Но для художников-реалистов 19 века, которые обращались к подобным сюжетам, было важно отразить реальность без прикрас, показать самые ужасные и несправедливые проявления современной им жизни. Познакомиться с картинами на свадебные и другие темы из русского быта можно таких культурных институциях, как Третьяковская галерея или Русский музей, их давним партнером является банк ВТБ.