Найти тему
История России

23 февраля 1814 года. Генеральное сражение. Вот она — долгожданная победа. Генерал-лейтенант Воронцов ждёт приказа наступать. Но...

В предыдущей статье, дорогие товарищи, мы с вами рассмотрели события 23 февраля 1814 года, когда армия Наполеона атакует позиции русских войск недалеко от деревни Краон. Маршал Ней наносит свой главный удар на левый фланг русских. После мощнейших атак, французы прорывают первую линию обороны русских войск, вклиниваются во вторую линию обороны. Командующий русскими войсками, — герой Отечественной войны 1812 года, генерал-лейтенант Воронцов, перебрасывает два полка подкрепления из третьей линии и сдерживает неприятеля. Французы увязли в боях. Инициатива по-прежнему на стороне русских войск.

И мы с вами продолжаем внимательно следить за развитием событий.

*

Случайное изображение. Источник: Pinterest.com
Случайное изображение. Источник: Pinterest.com

*

Итак, на дворе у нас 23 февраля 1814 года. К Наполеону на поле сражения продолжают подтягиваться подкрепления, правда ослабленные долгим переходом без отдыха. Наполеон с марша бросает их в бой.

От командования русских не ускользнул факт подхода подкрепления к Наполеону. С одного их высоких холмов прекрасно видно, как колонны неприятеля подходят к полю боя. Тревожный факт. Поэтому Воронцов приказывает не теряя ни минуты переходить в контратаку на находящиеся напротив дивизии французов. Задача эта поставлена генерал-майору Зварыкину и его полку, совместно с батальоном 19-го егерского полка. Нужно действовать молниеносно, пока силы неприятеля чрезвычайно ослаблены, а подкрепления ещё не вступили в бой.

Русские войска с криками «Ура!» поднимаются в атаку на неприятеля. Вот один батальон русских идёт в атаку, за ним второй, третий. За ними егеря. Стена сверкающих штыков. Завораживающе страшное зрелище. Конечно, это не может не произвести нужного эффекта на ослабленного и обескровленного неприятеля. Французы колеблются.

Вот стоит молодой француз. Что с него взять. Он первый раз в бою. Всё, что его научили, — это пару раз проколоть штыком, выпадом вперёд, мешок, набитый соломой. Ружьё в его руках ходуном ходит от напряжения и от страха. А на него с рёвом несётся толпа прожжённых войной мужиков со штыками наголо. Француз не выдерживает, бежит. Второй молодой француз, такой же как первый, остался. Но что он смог, — сделать выпад вперёд штыком к подбежавшему к нему русскому солдату. Русский ловко увернулся в сторону и нанёс французу удар штыком в горло. Тот бросил ружьё, схватился обеими руками за своё горло, ноги подкосились, он упал на колени. Вот и всё.

Но иные французы, более опытные, не дрогнули, дождались столкновения и храбро сражаются. Начинается рукопашная мясорубка. Творится что-то невообразимое. И русские несут потери и французы. Но боевой дух русских солдат высок, они дерутся как медведи, а у французов низок. Исход этой схватки предрешён заранее. Понимают это и французы и русские. Вот один француз бросил ружьё, побежал. Глядя на него колеблющийся товарищ тоже бросил своё ружьё, побежал, за ними третий, четвертый. Глядь, уже батальон бежит, увлекая за собой сотни других. Французы в панике бегут к лесу, стараясь раствориться в нём, спастись. Другие прыгают в глубокий овраг, иные ноги ломают, но все прыгают.
Многие французы не побежали. Презирая страх, понимая, что обречены, они отчаянно сражаются.
Русские вскоре сломали сопротивление тех, кто ещё сопротивляется и бросились в погоню за бегущими. Нагоняют, наказывают. Успех русских, тем не менее полный. А тут ещё русская артиллерия заработала по местам скопления отступающих французов.

Маршал Ней, — командующий правым крылом французов, с тревогой наблюдает за таким небывалым успехом русских и своим поражением. Он приказывает бросить в бой резервную кавалерийскую дивизию генерала Левека-де-Лаферьера.
Русские, однако, действуют чётко и профессионально: и командиры, и солдаты. Любо-дорого посмотреть. Да. От слаженного взаимодействия командиров и солдат зависит порой исход боя. Командиру важно быстро оценить обстановку и принять правильное решение. Солдату важно немедля исполнить приказ командира. Умение, помноженное на высокий боевой дух, — вот и формула победы.
Итак, русские моментально прекратили преследование неприятеля и перестроились. Встретили грозно надвигающуюся кавалерию неприятеля градом огня. Никто не дрогнул и не побежал. А тут ещё русская артиллерия работает по кавалерии
Лаферьера, поддерживает пехоту. Лаферьер едва не погиб, тяжело ранен.
Невероятно, а скорее закономерно, дивизия
Леферьера, понеся потери и потеряв командующего, развернулась и понеслась прочь. Вот так дела! Леферьера, истекающего кровью, еле спасли, вынеся под огнём с поля боя.

*

Эх, сейчас бы самое время вдарить сводному кавалерийскому корпусу русских, под командованием Винценгероде, что, как мы с вами помним, несколько раньше отправился обходным манёвром в тыл наступающей группировки французов. Но от Винценгероде ни слуху ни духу.
Генерал-лейтенант
Воронцов Михаил Семёнович надеется и ждёт, что вот-вот придёт доклад, что Винценгероде вдарил-таки в тыл французам и тогда можно переходить в общее контрнаступление. Ведь успех русских войск в этом сражении практически уже решён. Победа — вот она, «только руку протяни». Ещё немножко, ещё чуть-чуть...

Наконец прибывает связной с пакетом для Воронцова лично. Генерал-лейтенант практически уверен, что Винценгероде уже нанёс свой удар, и в пакете приказ перейти в общее контрнаступление и завершить сражение блистательной победой. Воронцов резво разрезает пакет и достаёт бумагу. Лицо генерала вдруг меняется. Он читает то, чего никак не ожидал.

Воронцов удивлённо взглянул на связного, тот, почувствовав неладное, вытянулся по стойке смирно и повторно отдал честь, давая понять, мол, у него всё в порядке, пакет доставлен.

— Кто передал пакет? — спросил связного Воронцов.

— Командующий, фельдмаршал Блюхер лично!

Воронцов ещё раз осмотрел пакет. Ничего подозрительного, всё как положено. Сургучная печать штаба армии, подписи начальника штаба и командующего, следов вскрытия не видно.

Воронцов ещё раз прочитал то, что ему только что доставили.

Что же происходит? Что же так взволновало генерал-лейтенанта Воронцова? И как завершится сражение? Мы с вами, дорогие мои товарищи, узнаем это в следующих статьях, а на сегодня заканчиваем...

>А вот и следующая статья<, дорогие товарищи.