В последнее время корейские фильмы забирают главные призы на всевозможных кинофестивалях. Ну а корейские сериалы рвут рейтинги на онлайн-площадках. Мы привыкли думать, что в развитии кинематографа Южная Корея по всем параметрам обыгрывает своего северного собрата. Но это совсем не так. Кинематограф в КНДР также хорошо развит. Попробуем это доказать.
Зрителю, который захочет посмотреть северокорейский боевик, придется сделать скидку на то, что героями в фильме будут сильные, трудолюбивые и дружные северокорейцы, которые борются с демонами в лице США и других империалистов. Образы эти несколько утрированы, но в конце фильма северокорейцы всегда побеждают зло, как герои из вселенной Marvel чуть ли не голыми руками.
В КНДР до сих пор существует жесткая цензура, как это было в Советском Союзе. С одной стороны, это неплохо. Ведь на экраны не допускается всякая пошлятина, чернуха, откровенный шлак и прочие «прелести» вседозволенности.
Отец нынешнего лидера КНДР Ким Чен Ир в свое время вложил немало сил и средств для продвижения северокорейского кинематографа. Но чтобы получить финансирование, кинематографистам приходилось и сейчас приходится соблюдать некоторые правила.
Например, им строго настрого запрещено снимать в своих картинах актеров в роли вождей. А вот размещение портретов лидеров КНДР, наоборот, приветствуется. Причем портрет северокорейского лидера в кадре должен был помещаться целиком. Иначе цензоры вызовут на ковер за неуважение к лидерам или заморозят выпуск фильма.
Среди самих цензоров фильмов в Северной Корее было немало «самодуров». Например, известны факты, когда режиссерам запрещали помещать в кадр велосипедистов, а также провода линий электропередач. В драмах не допускались фривольные сцены, и даже в жару все герои должны были появляться в кадре в застегнутых наглухо рубашках.
В КНДР проходят и свои собственные кинофестивали. Но так как кинематограф там существует обособленно, то и иностранные фильмы к показу на таких фестивалях не допускались. Любопытно, что в этом правиле было несколько исключений. Например, жители северной Кореи могли насладиться эпизодами комедийного сериала «Мистер Бин», мюзикла «Эвита» с Мадонной и Антонио Бандерасом в главных ролях и спортивного фильма «Играй, как Бэкхем».
Также в северокорейских фильмах очень часто в роли спасителей отечества выступали женские персонажи. По аналогии с советскими фильмами в КНДР приветствуются сильные и независимые героини.
Поэтому никого не удивляет, если в кадр просочится женщина-генерал, женщина-пожарный, директор, разведчица или спортсменка. Да, набор типажей невелик, но все же – это не домохозяйки, не прислуги и не содержанки, как в турецких или мексиканских сериалах.
Кстати, в съемках режиссеры могут задействовать настоящую армию КНДР. А иначе, без этого размаха, не получится как следует прославить северокорейских вождей.
Но в целом фильмы получаются неплохие. Настолько, что индустрию кино можно считать в КНДР любимым и самым главным развлечением. Если бы не одно «но». На некоторые сеансы людей гонят из-под палки, составляя специальные расписания походов в кинотеатр.
Ну а показывать фильмы могут в актовых залах на предприятиях, в воинских частях или в колхозах. И на каждом из таких сеансов присутствует комиссар. Нет, не для того, чтобы следить за местными пиратами. А с целью анкетирования зрителей. Идеология всегда требовала отчетности.