Семилетняя Саша очень сильно любила мороженое, только вот папа и бабушка не разрешали ей его есть в том количестве, в каком хотелось девочке.
- Горло будет болеть, - строго говорила бабушка Аня, а сама вместо мороженого покупала печенье.
- Я не хочу печенье, - морщилась Саша, - оно сухое, невкусное, не сладкое.
- С чаем или с молоком очень вкусно будет, - пыталась переубедить внучку бабушка, но Саша все равно мотала головой и стискивала челюсти.
- Я мороженое хочу! Мама мне всегда мороженое покупала!
- Забудь про то, что делала твоя мама, - бабушка Аня делалась злой и раздраженной, - она вообще много чего делала неправильно, поэтому теперь живет далеко от тебя.
- Что плохого сделала мама? – допытывалась Саша, на глазах которой наворачивались слезы. – Папа сказал, что мама сделала что-то плохое, ты говоришь, что мама сделала что-то ужасное. Что же она сделала?
- Вырастешь – поймешь, - коротко отвечала бабушка Аня, - а теперь пошли домой и будем пить чай с печеньем.
Саша, вытирая слезы, шла за бабушкой, а в голове у девочки звучал один и тот же вопрос: где мама? Но ответа на этот вопрос Саша не получала ни от отца, ни от бабушки, ни от тети Жанны, которая была сестрой папы и тоже, наверняка, знала правду о том, что случилось два года назад.
Отец Саши Павел Сергеевич все время пропадал на работе, он был директором городского парка, и почти целыми днями и без выходных мужчина был на своем рабочем месте. Зато Саша могла бесплатно кататься на всех аттракционах, ходить в контактный зоопарк, а еще есть сладкую вату и мороженое. Только толку от последнего было мало, потому что девочку постоянно ограничивали в потреблении сладкого и, конечно же, не разрешали есть столько мороженого и сладкой ваты, сколько ей хотелось.
Сашу воспитывала бабушка, по крайней мере, в последние два года, что матери не было рядом с девочкой. Саша не знала точной причины, по которой Вера исчезла из их жизни, знала только про какой-то плохой поступок, о котором шептались взрослые, ну а саму девочку просто поставили перед фактом: мама уехала, мама плохая, мама не будет жить с Сашей. Девочке очень сильно не хватало матери, Саша любила Веру, тосковала по ней и вспоминала о том, какой счастливой была их семья, когда они жили все вместе: мама, папа и она. Был еще кот Леопольд, который куда-то исчез через несколько месяцев после того, как уехала мама. Саша горевала еще больше, почти ничего не ела, ее даже к врачу водили, но только время и забота бабушки кое-как вернули Сашу к полноценной жизни. К настолько полноценной, насколько может быть жизнь маленькой девочки, растущей без матери.
Павел был строгим отцом. Он привык руководить у себя на работе и перенес свои привычки быть главным в семью. Его должны быть слушаться все, а те, кто ослушивался, обязательно должны были быть наказаны. Сашу отец часто наказывал, ставил в угол, кричал на нее, а девочка из-за этого начала бояться отца и избегать общения с ним. Павел стал напоминать девочке Кощея Бессмертного из сказок, и когда Саша представляла себе этого героя, у нее холодело все внутри. Вот и при мысли об отце у нее все внутри опускалось.
Саша боялась огорчить или рассердить Павла. Это означало то, что отец будет обязательно ею недоволен, а его недовольство выльется в крики, лишение сладкого и прогулок, запрет на просмотр телевизора и игры в телефон, а еще полное молчание, которое было самым страшным наказанием для Саши. Девочка терпеть не могла, когда отец с ней не разговаривал, для нее это молчание было самым тяжелым и болезненным из всех видов наказаний, которые предпочитал Павел. Если бы не бабушка, Саша бы давно сбежала из дома и попыталась найти свою маму, но ей было всего семь лет, она была домашней девочкой, зависимой от взрослых, поэтому позволить себе такой взрослый поступок Саша попросту не могла.
Может быть, так бы и продолжалась жизнь семилетней Саши, вынужденной жить с отцом, который толком не заботился о ней, зато очень много требовал от дочери и постоянно был недоволен ее поведением, но однажды в их доме появилась другая женщина.
Бабушка Аня успела предупредить внучку о том, что в пятницу вечером отец придет домой не один.
- С кем же? – удивилась Саша. – С дядей Колей?
Николай Евгеньевич был другом Павла и часто бывал у них в гостях несмотря на то, что отец Саши не очень любил, когда у них дома были чужие люди.
- Нет, это не Коля, - уклончиво ответила бабушка Аня, - это не мужчина.
Лицо Саши вытянулось.
- Не мужчина? Тетя, значит?
- Да, Сашенька. Это тетя. Это подруга твоего папы.
- Подруга? – Саша часто заморгала. – Это как дядя Коля?
По лицу бабушки было заметно, что она не знает, как ответить на вопрос девочки. Саша и сама почувствовала, что что-то было не так, но в силу возраста понять до конца, что именно было необычным, она не могла. Девочка начала нервничать, а в пятницу, когда отец пришел домой в сопровождении какой-то незнакомки, Саша совершенно растерялась.
- Саша, познакомься, - сказал отец строго, - это Ольга Анатольевна. Для тебя – тетя Оля.
- Здравствуйте, - пискнула Саша, а сама во все глаза уставилась на женщину. Как же она была похожа на ее мать! Такие же темные длинные волосы, такая же фигура, даже платье такого же фасона, какие любила носить Вера. Саша была настолько сильно сбита с толку появлением тети Оли, что не знала, как вести себя и как реагировать на присутствие в доме посторонней женщины. После ухода матери в их доме кроме тети Жанны и бабушки Ани других женщин не было ни разу.
- Здравствуй, Саша, - ответила Ольга слегка высокомерно. Саша ощутила некоторую холодность со стороны женщины, зато заметила, каким взглядом смотрел Павел на свою гостью. Саша даже не сразу поняла, что было не так в этом взгляде, а потом вспомнила. Конечно! Отец так в свое время смотрел на маму. Саше стало неловко и неприятно, а пришлось садиться за один стол с отцом и его новой подругой.
Саше хоть и было семь лет, она почти сразу догадалась о том, что никакой дружбы между ее отцом и Ольгой не было. Были между ними отношения, какие обычно бывают между двумя взрослыми людьми, то есть между мужчиной и женщиной. Саше было неприятно наблюдать за тем, как отец ухаживал за тетей Олей, как смотрел на нее, как соглашался с каждым ее словом. А та, словно снежная королева, сидела рядом с Павлом и словно позволяла за собой ухаживать. На Сашу она не обращала внимания, как будто девочки и вовсе не было с ними в одной квартире.
Потом Павел пошел провожать Ольгу, и женщина даже «до свидания» Саше не сказала на прощание. После их ухода девочка долго смотрела в окно, она видела, как парочка шла, взявшись за руки и внутри у Саши все переворачивалось от осознания чего-то неизбежно неприятного.
- Папа, а теперь тетя Оля часто будет к нам в гости приходить? – осторожно спросила Саша у отца, когда тот вернулся домой.
- Конечно, - отозвался Павел, не особенно задумываясь о том, какую боль и неприятие могут вызывать его слова, - она же не просто друг.
- А кто же она? – удивленно поинтересовалась девочка, а ее сердце замерло в ожидании ответа. Павел вдруг нахмурился.
- Не твое это дело, Александра... Маленькая еще ты для того, чтобы во взрослые дела лезть.
- Папа, но ведь я… - начала, было, Саша, но отец тут же обрубил все попытки дочери обсуждать его личную жизнь.
- Не лезь туда, куда тебе лезть рано. Я перед тобой отчитываться не обязан. Ты еще мала слишком для того, чтобы во взрослые дела нос совать!
И понеслось. Саша слушала громкие рассуждения Павла, вжав голову в плечи. Ей хотелось вернуть все назад, и тогда бы Саша попросту не стала задавать отцу неприятного вопроса, вызвавшего у него такую негативную реакцию. Все, не будет она спрашивать ничего про тетю Олю, а с тем, что эта женщина теперь постоянно будет присутствовать в их жизни, придется смириться.
Саша грустила. Ей хотелось бывать у бабушки чаще, ведь теперь у них дома чаще стала бывать Ольга. Ее вещи стали появляться в ванной, в гостиной, в кухне, в спальне отца. Саша то и дело сталкивалась с тетей Олей то в ванной, то на кухне, женщина ни разу не сказала Саше ни одного доброго слова, словно Саши и вовсе не существовало. Зато Павел вился вокруг своей возлюбленной, заглядывал ей в рот, и все чаще в их доме возникали разговоры о какой-то предстоящей свадьбе. Саша боялась того, что речь шла о свадьбе отца и этой холодной и равнодушной особы, захватившей сердце Павла.
В сентябре Саша должна была пойти в первый класс, и покупки к школе девочке помогала делать бабушка. Саша боялась задать бабушке Ане мучавший ее вопрос о будущем статусе тети Оли, которая теперь практически не уходила из их с отцом дома.
- Саша, тебя мучает что-то? – бабушка начала разговор сама. – Так ты спроси, не смотри на меня только так и не молчи.
- Ба, а что, папа женится?
- Женится? – брови бабушки поползли вверх. – С чего ты решила?
- Ну они с тетей Олей про свадьбу какую-то говорили…
- Еще чего не хватало, - лицо бабушки стало невеселым, ей тоже не понравилась мысль о том, что сын может жениться на Ольге, - она ему не пара совсем.
- Тогда зачем же он с ней живет?
- Не знаю, - бабушка пожала плечами, - глупый, влюбленный…
- А как же мама? – Саше стало грустно и захотелось увидеть маму.
- Перестань говорить о матери! Ее нет в твоей жизни и что-то она не торопится в нее возвращаться.
Саша тяжело вздохнула. На первое сентября в школу ее повела тетя Жанна. Отец был занят на работе, ведь в первый день осени в городском парке работы было невпроворот, а бабушка немного приболела. Саше было грустно наблюдать за своими будущими одноклассниками, стоящими рядом с родителями, державшими букеты цветов и улыбавшимися в предвкушении чего-то приятного. Саша вдруг осознала, что ее саму уже ничего приятного не ждет: отцу до нее нет дела, бабушка болеет, а тетя Оля ей совсем чужая. Тете Жанне тоже только навязали племянницу, у нее самой двое детей, а тут еще с Сашей приходится возиться.
Саша стояла в ряду других детей, думала об этом и грустила. Неожиданно ее взгляд упал на ворота, за которыми стояла какая-то женщина. Саша не сразу поняла, что именно заставило ее всмотреться в незнакомку, как вдруг девочку словно на месте подбросило. Это была мама! Та же худенькая фигурка, то же цветастое платье и длинные темные волосы, струящиеся по плечам. Сердце Саши забилось в груди, глазами девочка поискала тетю Жанну, а, заметив ее, успокоилась. Тетка посматривала на часы, она торопилась, значит, у Саши был шанс увидеться с матерью и поговорить с ней.
- Тетя Жанна, вы торопитесь? – после линейки спросила Саша.
- Да, опаздываю на работу. Сама дойдешь до дома после собрания?
- Конечно, идите на работу. Не хочу, чтобы у вас проблемы были из-за меня.
- Умничка! – тетка чмокнула племянницу в щеку, а потом убежала с территории школы. А вот Саша в школу не пошла. Она медленно направилась к воротам, где ее продолжала ждать мать.
- Мама! – Саша протянула руку через прутья и коснулась руки матери. – Мамочка!
- Девочка моя! – на глазах у Веры были слезы. Видимо, она плакала уже давно, потому что глаза матери были красными и опухшими.
Саша побежала вдоль ворот к выходу, а Вера сделала то же самое, находясь со стороны улицы. Встретившись, мать и дочь крепко обнялись, и тогда Саша дала волю слезам. Тело девочки подрагивало от рыданий, так сильно она скучала по маме, по ее запаху, по ее рукам, по ее голосу.
- Мамочка! Где же ты была?
- Я всегда была рядом, девочка моя! Просто папа не разрешает мне приближаться к тебе.
- Почему, мама? Все говорили, что ты плохая. Но почему?
Вера посмотрела на дочь внимательно, потом вытерла со щек Саши слезы. Крепко поцеловала сначала в одну щеку, потом в другую, после снова крепко обняла. Потом взяла лицо дочери в руки, нежно посмотрела в глаза Саши, и по ее лицу пробежала тень.
- Как же нам быть, дочка? – спросила Вера.
- Как нам быть, мама? – повторила вопрос матери Саша.
- Я хочу, чтобы ты была со мной. Знаю, что Павел жениться собирается, знаю, что женщина эта не очень хорошо к тебе относится.
Сашины глаза округлились:
- Откуда ты знаешь?
Мать отвела глаза в сторону, потом обернулась к Саше:
- От бабушки. Анна Николаевна говорила.
- Ты с бабушкой говорила? Я думала, что она не разговаривает с тобой…
Вера тяжело вздохнула:
- Сначала не разговаривала, теперь многое узнала и поняла. Давай, знаешь, что сделаем? Поедем к ней!
- Мама! – Саша испуганно замотала головой. – Бабушка будет злиться. Она говорит, что ты плохое что-то совершила, а что именно – не говорит.
Вера обняла дочку:
- Самое плохое, что я сделала – это позволила твоему отцу запретить мне с тобой общаться.
Саша крепко взяла мать за руку, они вместе пошли к автобусной остановке, сели в автобус и через две остановки выходили у дома бабушки Ани. Саша переживала из-за того, что бабушка будет ругать Сашу за то, что та посмела явиться к ней домой с мамой, но, к ее удивлению, Анна Николаевна ничуть не удивилась.
- Все же приехала, - усмехнулась бабушка Аня, - ну, проходи.
Вера переступила порог дома бывшей свекрови, а Саша все это время не выпускала руку матери из своей. Ей казалось, что если она отпустит маму, то Вера исчезнет из ее жизни навсегда. Сердце девочки сжималось при одной мысли о том, что мама может снова пропасть, а Саша не сможет больше ее обнять, поцеловать, поговорить с ней.
- Что делать будем, Анна Николаевна? – спросила Вера, садясь рядом с дочерью на диван. Бабушка Аня стояла у окна, кутаясь в шаль.
- А что делать? Вы с Павлом кашу заварили, вы и расхлебывайте.
- Я не справлюсь с ним, - произнесла Вера дрогнувшим голосом, - он слишком властный.
- Это ты слишком слабая. Хотела отомстить ему зачем-то? Зачем, если все равно тебе смелости толком на это не хватило?
Саша непонимающе смотрела то на маму, то на бабушку. Она не понимала, о чем говорили взрослые, понимала только то, что бабушка Аня не была против того, чтобы Саша осталась с мамой, а вот Вера боялась бывшего мужа. Как же Саше хотелось жить с мамой!
- Я не изменяла Павлу, вы знаете. И тот парень был просто игрушкой. Я хотела отомстить, а получилось то, что получилось. И все равно Павел снова сошелся с этой Ольгой, а я, выходит, осталась и без семьи, и без дочери, и без простого женского счастья.
- Я не буду спорить с тем, что мой сын – негодяй, - сказала Анна Николаевна, - и Ольга эта никогда мне не нравилась. Но я не буду разговаривать с Павлом и просить его о том, чтобы он позволил тебе видеться с Сашей, не то, чтобы забрать ее.
- Но Саша ему не нужна! Ни ему, ни его Ольге! Он использует ребенка только в качестве отместки для меня, чтобы наказать меня, сделать мне больно.
- Я знаю, - ответила бабушка Аня, - Павел такой, какой есть. Его не изменить.
Раздался звонок в дверь, и Вера вздрогнула. Сидевшая рядом с ней Саша побледнела, вжалась в диван, а потом еще крепче сжала руку матери.
Анна Николаевна многозначительно посмотрела на бывшую невестку и пошла открывать дверь. С порога послышался недовольный голос Павла.
- Ты здесь? – его глаза сверкнули, когда он увидел рядом с Сашей свою бывшую жену.
- Да, я здесь! – вызывающе ответила Вера. – Я пришла за дочкой, и в этот раз ты мне не помешаешь ее забрать!
- Да кто ты такая, чтобы мне угрожать? – усмехнулся Павел. – Пошла вон отсюда! Прост*тутка!
- Паша! – Анна Николаевна стала надвигаться на сына. – Не смей при ребенке так выражаться. Вера не такая, и тебе отлично об этом известно! А еще всем известно о том, что ты ей изменял, а она долго терпела. Терпела, а потом неуклюже попыталась отомстить, но попалась в самом начале. Ты же не простил ни ее ошибки, не признал своей вины. Это ты виноват в том, что семья распалась, и это ты разлучил мать с ребенком.
- Мать! – Павел Сергеевич поморщился. – Не лезь в наш разговор!
- Полезу! – Анна Николаевна закашлялась, а потом показала сыну кулак. – Потому что хочу счастья для внучки, а ты делаешь ее несчастной. Ты думаешь, что я не вижу, как она тебя боится? Ты думаешь, что я слепая? Твоей Ольге Саша не нужна, так зачем ребенка мучать? Что и кому ты пытаешься доказать? Живи со своей новой пассией, отстань от бывшей, дай покоя ребенку.
Павел замолчал.
- Папа, я хочу быть с мамой, - тихо сказала Саша, - пожалуйста, не выгоняй ее. Я люблю мамочку.
Отец нахмурился, а Саша испуганно посмотрела на него, ожидая очередной порции криков и недовольства. Но, как ни странно, этого не случилось. Павел вдруг обессиленно присел на кресло, посмотрел на мать, потом опустил голову:
- Делайте, что хотите! Мне давно уже наплевать на то, что сделала Вера, я устал все тянуть на себе, устал быть один.
- Так будь счастлив со своей Ольгой, - негромко сказала Вера, - и дай мне шанс быть счастливой. И своей дочери дай шанс.
- Где вы жить будете? – устало спросил Павел, а внутри у Саши все встрепенулось от радостного предвкушения.
- У меня квартира есть в Успенском. Всего тридцать минут езды. Я не буду препятствовать вашим встречам с дочерью, но жить девочка должна со мной.
- Я сам это понимаю, - буркнул Павел, - хорошо. Попробуем.
Саша подбежала к отцу и крепко его обняла:
- Спасибо, папа!
- Все, хватит причитать, - Павел осторожно убрал руки дочери от себя, - вечно мамсишь.
На следующий день Саша вместе с мамой уехали в Успенское. Там Саша пошла в новую школу, а еще у нее появился новый кот, которого назвали в честь пропавшего Леопольда. Саша была счастлива, впервые за два года. Она скучала по бабушке, но зато ей было тепло и уютно рядом с мамой. На отца Саша не злилась, она не до конца поняла, по какой причине папа все-таки обижался на маму и запрещал ей видеться с Сашей, но девочка знала о том, что она вырастет и обязательно во всем разберется. А пока ей нужно хорошо учиться, помогать маме и бабушке, дружить с новыми приятелями и просто радоваться беззаботному детству, которое должно быть у каждого ребенка.
Автор: Лидия М.