Найти тему

Особенности детской эмоциональности

Специфика детской эмоциональности обусловлена особенностями эмоциональных реакций маленьких детей. Развитие психосоматозов приходится в основном именно на дошкольный возраст, и это напрямую связано с их типом эмоциональности. В чем же заключаются эти особенности и каким образом становятся катализатором психосоматики?

Эмоции маленьких детей кратковременны по своей протяженности, в отличие от эмоций взрослых, которые могут длиться до нескольких часов. Детские эмоции живут по несколько минут, даже самые яркие из них быстро угасают, уступая место ровному, привычному для ребенка эмоциональному фону. Однако детские эмоции намного более интенсивны. Особенно это касается именно негативных эмоций. В возрасте 2-5 лет эмоциональные реакции по своей интенсивности могут быть непропорциональны силе раздражителя, существенно превышать ее. Всем родителям знакома ситуация, в которой малыш может быстро расплакаться от любого пустяка. Его горе в момент рыданий кажется всепоглощающим. Но проходит несколько минут, и слезы утихают. Эмоция бурно вспыхнула и быстро прогорела. Таким образом природа защищает психику маленьких детей от сильных психических травм.

Однако у этой особенности, как и у всего на свете, есть оборотная сторона. Такой способ интенсивного эмоционального реагирования хорош для единичных проявлений: ушибся-похныкал-прошло, испугался-поплакал-успокоился, разозлился-покричал-отпустило. Если же сама психотравмирующая ситуация затягивается, если она продолжительное время давит на ребенка, то частые, хоть и кратковременные, вспышки отрицательных эмоций приводят к негативным последствиям. Они истощают психику ребенка, энергетические затраты на такое реагирование слишком велики. И поэтому защитный механизм в виде психосоматических проявлений срабатывает у детей намного быстрее, чем у взрослых. Фаза "спящего" состояния болезни у маленьких детей очень коротка. Болезнь быстро активизируется, иногда это может проходить в рекордно быстрые сроки, буквально за несколько дней.

На практике детским врачам довольно часто приходится сталкиваться с подобными ситуациями. Вот один из примеров: Относится к советским временам, когда в детских садах существовали дачи и практиковался вывоз детей за город на летнее время. Маленькую девочку(3 года) определили в детский сад. Так получилось, что это совпало с поездкой на загородную дачу детского сада. Само по себе начало посещение детского сада является для большинства детей значительным стрессом. А тут еще девочка оказалась оторванной от родителей. Это колоссальная психологическая травма, которая воздействовала на ребенка непрерывно. В результате у девочки в течение 3 дней развился сахарный диабет. Когда на 4-й день приехала мама ее навестить, ребенок уже находился в состоянии диабетической комы. То есть психосоматоз развился за считанные дни и до очень тяжелой стадии. Подобных случаев в медицинской практике множество, есть менее тяжкие, связанные с незначительными психологическими травмами и не такими острыми реакциями на них. Но их всех объединяет общая черта - стремительное развитие психосоматоза, присуще дошкольному детскому возрасту.

Необходимо учитывать тот факт, что эмоции у разных детей могут быть различными. На один и тот же внешний раздражитель они могут давать чуть ли не противоположные реакции. Все зависит от личностных качеств самого ребенка. Например, для одного ребенка посещение парикмахерской - удовольствие, а у другого начинается истерика. Один ребенок обожает собак, другой панически боится. На различные реакции есть свои причины, это уже вопрос психотерапии. Нам же важно здесь показать одно: поводы к психосоматическому заболеванию индивидуальны у каждого ребенка, несмотря на то что есть общие тенденции.