Найти тему
История нашего мира 2.0

Вступление в брак у некоторых древних народов

IV-I тысячелетия до н.э.

Европа - Азия - Северная Африка

У шумеров, живших на территории Месопотамии, девушки и юноши сами выбирали себе будущего супруга (IV-III тысячелетие до н.э.).

В государствах Вавилонии (II тыс. до н.э.) за кого выдавать дочь или сына решали родители. Как правило, девушку выдавали замуж в возрасте 7 – 9 лет. При этом, обязательно заключался брачный договор с родителями жениха. Но до достижения половой зрелости дочь жила со своими родителями. Если в брачную ночь девушка оказывалась не девственницей, то дело в суд не передавали, наказывали виновную домашними средствами. Если же выяснялось, что новобрачный оклеветал супругу, то он платил денежный штраф родителям невесты.

Сохранились древние шумерские документы до периода Селевкидов, в которых можно проследить семейные связи: отца, сына, брата, мужа. Семейные отношения начинались с предложения невесте, затем заключался брачный контракт и игралась свадьба. 
Молодые могли сами выбрать, в чьём доме им жить. Также решалось, может ли супруг, при некоторых обстоятельствах, иметь вторую жену или наложницу. Когда у супругов рождались дети, то они п были под абсолютной властью отца, так как он являлся главой семейства. Также только он имел право усыновлять детей и распределять наследство. Величина этой семейной единицы в Месопотамии зависела от места её образования.
Сохранились древние шумерские документы до периода Селевкидов, в которых можно проследить семейные связи: отца, сына, брата, мужа. Семейные отношения начинались с предложения невесте, затем заключался брачный контракт и игралась свадьба. Молодые могли сами выбрать, в чьём доме им жить. Также решалось, может ли супруг, при некоторых обстоятельствах, иметь вторую жену или наложницу. Когда у супругов рождались дети, то они п были под абсолютной властью отца, так как он являлся главой семейства. Также только он имел право усыновлять детей и распределять наследство. Величина этой семейной единицы в Месопотамии зависела от места её образования.

По законам Кар-Дуниаша (столица – город Вавилон) (XVIIIв. до н.э.) выкуп за невесту был обязателен. Но если юноша внёс выкуп за невесту, а женился на другой, выкуп оставался у отца невесты. Если же отец девушки, взяв выкуп за дочь, выдавал её за другого, он возвращал выкуп несостоявшемуся зятю в двойном размере. Такой же закон действовал в соседнем государстве Эшнунна (располагалось в бассейне реки Дияла), а также в Хеттской империи (располагалась в Малой Азии).

По законам Эшнунны (XX век до н.э.), если юноша возьмёт в жены девушку, не спросив согласия её отца и матери, не заключит с отцом и матерью девушки письменного соглашения о браке, то она ему не жена.

Судебник Древней Ассирии представляет собой глиняные таблички, покрытые клинописью. Расшифровка письмен дает представление о правовом положении женщины в одной из величайших империй.
Судебник Древней Ассирии представляет собой глиняные таблички, покрытые клинописью. Расшифровка письмен дает представление о правовом положении женщины в одной из величайших империй.

В Ассирии разрешалось жениться с десяти лет. Брак в этом случае заключался родителями, и будущие супруги жили у родных до достижения ними половой зрелости.

В современной науке для обозначения распространенных на Древнем Ближнем Востоке сексуальных ритуалов используется спорный термин «священная проституция». Например, в храмах Иштар, Астарты, Ма, Анахиты и Афродиты женщины, зачастую девственницы, предлагали интимные услуги паломникам и странникам. Иногда существование храмов напрямую зависело от деятельности «священных проституток». Их обязанности считались одним из ритуальных компонентов культа перечисленных выше богинь. В Древней Греции этих женщин называли hierodoule (“священная служанка”). Термин, который мы использовали в заглавии статьи — hierodouleia (“священное служение”) — обозначал ритуальное действие с участием иеродул.
В современной науке для обозначения распространенных на Древнем Ближнем Востоке сексуальных ритуалов используется спорный термин «священная проституция». Например, в храмах Иштар, Астарты, Ма, Анахиты и Афродиты женщины, зачастую девственницы, предлагали интимные услуги паломникам и странникам. Иногда существование храмов напрямую зависело от деятельности «священных проституток». Их обязанности считались одним из ритуальных компонентов культа перечисленных выше богинь. В Древней Греции этих женщин называли hierodoule (“священная служанка”). Термин, который мы использовали в заглавии статьи — hierodouleia (“священное служение”) — обозначал ритуальное действие с участием иеродул.

В Лидии (государство на западе Малой Азии) девушкам разрешалось до брака заниматься проституцией и тем самым зарабатывать себе приданное, но только в храмах под присмотром жриц, и нигде более.

У жителей Ахейской Греции (II тыс. до н. э.) жениха для дочери подыскивали родители. Юноше же иногда разрешали искать себе жену самому, но и здесь чаще всего родители определяли выбор будущей супруги. Жених вносил за невесту свадебные дары, а девушка обязана была иметь приданое. На свадьбе невеста обязательно была под покрывалом.

Древнегреческие законодатели считали, что брак является вопросом общественного интереса. Браки должны были быть моногамными. В соответствии с этой идеей, герои Гомера никогда не имеют более одной жены по закону, хотя они могут быть изображены с наложницами или иметь сексуальные отношения с одной или несколькими женщинами. Согласно Законам Платона, любой мужчина, не достигший тридцатипятилетнего возраста, может быть наказан за потерю гражданских прав и финансовые последствия. Он предлагает, чтобы при выборе жены, мужчины всегда учитывали интересы государства над своими собственными желаниями.
Древнегреческие законодатели считали, что брак является вопросом общественного интереса. Браки должны были быть моногамными. В соответствии с этой идеей, герои Гомера никогда не имеют более одной жены по закону, хотя они могут быть изображены с наложницами или иметь сексуальные отношения с одной или несколькими женщинами. Согласно Законам Платона, любой мужчина, не достигший тридцатипятилетнего возраста, может быть наказан за потерю гражданских прав и финансовые последствия. Он предлагает, чтобы при выборе жены, мужчины всегда учитывали интересы государства над своими собственными желаниями.

У жителей Эллады I тысячелетия до н. э. в одних государствах родители подыскивали своим детям супругов, в других – молодые люди сами выбирали себе супругов. Но почти во всех государствах девушка обязательно должна иметь приданое. При этом закон требовал, чтобы в случае развода муж возвращал приданое жене. Но были исключения. Так в Афинах, согласно законам Солона (VI в. до н. э.) девушке, которая выходила замуж, запрещалось иметь приданое. Так образом, девушек ограждали от искателей приданого жены.

Чтобы брак считался законным в Афинах, жених и невеста должны были иметь свободный статус, а после 451 г. до н.э. оба должны были быть законными детьми афинских гражданских семей. Тогда дети таких союзов будут считаться законными гражданами Афин по достижении совершеннолетия.
Чтобы брак считался законным в Афинах, жених и невеста должны были иметь свободный статус, а после 451 г. до н.э. оба должны были быть законными детьми афинских гражданских семей. Тогда дети таких союзов будут считаться законными гражданами Афин по достижении совершеннолетия.

В Массалии был ограничен размер приданого для девушек, выходивших замуж.

В Сиракузах (о. Сицилия) старикам запрещалось жениться на молоденьких, а молодым - на пожилых женщинах.

В Элладе девушки могли вступать в брак с 15 лет, юноши - 20.

В Спарте действовал принцип «здоровые дети только у здоровой матери». Согласно закону все девочки, девушки и женщины Лакедемона были обязаны заниматься спортом. Браки в Спартанском государстве заключались не раньше, чем девушка достигнет возраста, когда она сможет родить ребенка без ущерба для своего и его здоровья. Ранние браки были запрещены. Приданое девушкам не полагалось, это было сделано для того, чтобы юноши брали их по любви, а не из корыстных побуждений.

Невест брали уводом. В первые месяцы брака жену разрешалось посещать только ночью.

У энетов Иллирии раз в году в каждом селении собирали в одном месте всех девушек, достигших брачного возраста и продавали их желающим жениться. Сначала выставляли на продажу самых красивых и продавали тому, кто давал за девушку больше всех. После продажи красивых выставляли безобразных или калек и предлагали взять их в жены с приданым (суммой денег). Деньги брали из сумм, вырученных от продажи красивых. Выдать же замуж свою дочь за кого хочешь, не разрешалось. Нельзя было купленную девушку уводить без поручителя. Лишь если поручитель установит, что получивший девушку действительно хочет жить с ней, он мог увести её с собой. Если же кто-то не сходился с купленной им девушкой, то по закону требовалось возвращать деньги. Женихи могли быть и из других селений.

Девушкам фракийцев разрешалось иметь любовную связь с любым мужчиной. Замужним это было запрещено. Фракийцы покупали себе жён у родителей девушек.

У германцев браки заключались не раньше, чем юноше и девушке исполнялось двадцать лет (по тем временам уже достаточно зрелый возраст). Познать до двадцатилетнего возраста, что такое женщина или мужчина, считалось величайшим позором. У германцев при заключении брака мужчина обязан был подарить невесте волов, взнузданного коня, щит, копьё и меч. Такими подарками невесте давали понять, что она выходит замуж за воина и должна иметь таких же детей. Невеста выходила замуж без приданого, но имела право подарить будущему супругу оружие, что считалось наилучшим подарком.

Арминий прощается с Туснельдой. Йоханнес Герц, 1884.
Арминий прощается с Туснельдой. Йоханнес Герц, 1884.

У кантабров (жили на Иберийском полуострове) дочери назначались наследницами, и поэтому сёстры женили братьев, так как за жену полагалось вносить выкуп. У кантабров считалось честью умереть за супругу или супруга.

У самнитов Италии родители не имели права женить своих детей. По закону каждый год юноши и девушки подвергались публичному суду специально избранных старейшин. Из них выбирали десять лучших. После чего первые девушки выходили замуж за первых юношей, вторые за вторых и т.д. Потом следующие десять и т.д. Если молодой человек, получивший этот дар, менялся и становился плохим мужем, то женщину, данную ему в жёны, отнимали.

Римлянок выдавали замуж в двенадцать лет.

В Римской Республике запрещалось жениться на племянницах. В империи это было разрешено.

Портрет супругов. Первая половина I века, фреска из Помпеи
Портрет супругов. Первая половина I века, фреска из Помпеи

Браки у персов совершались в начале весеннего равноденствия. В этот день жених обязан был съесть яблоко и верблюжий мозг. Что-либо есть ещё в этот день ему было запрещено.

У персов разрешалось жениться на дочерях, сестрах и матерях.

У тапиров из Центральной Азии юноша, признанный самым мужественным, сам выбирал себе жену. Девушка в этом случае отказать не могла.

У сарматов девушка не могла выйти замуж, пока не убьёт врага на поле брани.

У кафеев Индии девушки и юноши сами выбирали друг друга, но вдов сжигали вместе с умершими мужьями.

У индийцев из Таксилы люди, которые по бедности не могли выдать замуж дочерей, выводили их по достижению половой зрелости на рынок. Затем созывали народ под трубные звуки и барабанный бой. Объявляли о том, что хотят выдать свою дочь замуж. Потом перед каждым соискателем обнажали сначала задние части девушки до плеч, затем передние. Если девушка понравилась мужчине и сама соглашалась на предложенные ей мужчиной условия, то заключали брак.

У ливийских народов I тысячелетия до н.э. у каждого народа обычаи были достаточно своеобразны.

Так, когда несколько махлийцев сватались к девушке, то их приглашали в дом девушки. Там во время обеда они в присутствии избранницы обменивались колкостями, и кому девушка улыбнулась, с тем она вступала в брак.

Женщины в Ливии, 80-е годы / Фотоальбом «Ливийская Джамахирия»
Женщины в Ливии, 80-е годы / Фотоальбом «Ливийская Джамахирия»

Дапсоливийцы в день после захода плеяд устраивали пир для юношей, желающих вступить в брак. После пира, ночью, в полной темноте, юноши входили в огромный шатёр, где на специальных ложах возлежали девушки: каждая на своём. И юноша брал в жёны первую попавшуюся, на чьё ложе он наткнулся в темноте.

У насамонов, если юноша женился в первый раз, то его невеста должна была в первую же ночь по очереди совокупиться со всеми гостями на свадьбе, за что получала соответствующий подарок.

(Источники: законы государств Древнего Востока, античные авторы)

Брак
50,3 тыс интересуются