Найти тему

Теоритическая часть и гексаграммы в Книге Перемен

Оглавление

Сегодня на повестке дня исследование теоритической составляющей Книги Перемен.

Основная часть текста представлена символами, которые называются гексаграммами. Выглядят эти символы как шесть черт, вписанные в квадрат. Эти черты имеют два вида: прерванные или цельные. До образования гексаграмм были триграммы . Это символы, состоящие из трех черт . Они использовались в даосской философии ,для выявления основных принципов бытия. Всего таких триграмм было 8 вариаций, и назывались они «Багуа». Эти восемь триграмм комбинируются попарно ,таким образом образуя гексаграммы, именуемые «Лю Ши Сы Гуа» При комбинации получается гексаграммы в количестве 64 штук.

Схема символов используемых в Книге Перемен
Схема символов используемых в Книге Перемен

Этимология иероглифа Гуа (卦) исходит из древней китайской практики – скапулимантии - гадании на костях. Эта методика широко применялась в 2-1 тыс. до н.э. Также это было с иной гадательной практикой -на тысячилистнике, популярной в 6-5 годах до н.э.

Китайская традиция приписывает происхождение гуа к мифическим фигурам. Т.к. возникновение памятника точно не известно, традиционная версия происхождения- мифологическая. Император, культурный герой Фу-си , змея с человеческой головой, изучал закономерности природы и земли.

Фу Си
Фу Си

«В древности Бао Си был правителем (ваном) Поднебесной. Когда смотрел вверх, тогда наблюдал образы в небе. Когда смотрел вниз, тогда наблюдал образцы земли. Наблюдал узоры птиц и зверей и соответствия земли. Близкое брал у себя. Далёкое брал у вещей. Исходя из этого, в начале создал восемь триграмм, чтобы проникнуть в добродетель просветлённого духа и распределить по родам (классифицировать) суть десяти тысяч вещей.» (Си Цы Чжуань ,II, 2)

"В статистическом положении 8 триграмм и 64 гексаграмм расположены в квадратно-круговых формах, приписываемых Фу Си – мифическому императору, а также первому основателю Династии Чжоу – Вэнь Вану.

Фу Си оставил за собой наследие в виде символов, описывающих мироустройство ,и эти символы очень похожи за двоичный код. Символы представлены чертами ,одна цельная, а вторая прерывистая.

Сплошная черта характеризует Ян – мужское начало. Это активность, сухость, душа, Небо.

Прерывистая черта характеризует Инь – женское начало. Это пассивность, покорность, материя, Земля.

Когда два элемента были созданы Фу Си создал человека и поместил его меж Неба и Земли. Так и вышли 8 триграмм, которые описывали мироустройство. 乾 Цянь, 坤 Кунь, 震 Чжэнь, 坎 Кань, 艮 Гэнь, 巽 Сюнь, 離 Ли, 兌 Дуй )

Инь и Ян и 8 триграмм
Инь и Ян и 8 триграмм

В последующем Вэнь Ван реформировал систему и таким образом обозначил различие между внутренним и внешним мироощущением. Так и образовались 64 гексаграммы, где одна триграмма означает внешний вид, вторая -внутренний.

Вэнь Ван
Вэнь Ван

Если вам стала интересна тема памятника древнекитайской философии Книги Перемен, то советуем воспользоваться нашим чат-ботом в телеграмме : @ichingproject_bot

Добавьте описание
Добавьте описание