Для полного погружения и понимания Книги Перемен следует разобраться с гексаграммами и что они из себя представляют, чем мы сегодня и займемся.
Каждая гексаграмма несёт в себе определенную мысль, пожелание, указание, которые первопредки вложили для практикующих гадание. Несмотря на разные взгляды ицзинских теоретиков и факт того что они рассматривали оригинал через призму определенного воззрения, будь то конфуцианство, даосизм или буддизм, их позиции касательно расшифровки самих символов часто сводились к общему, не смотря на трудность интерпретации графических изображений. В этом авторам помогали афоризмы, дающие пояснение не только целой гексаграмме, но и определенной черте, а также ее расположение в самом символе. Из всех исследуемых нами авторов каждый сделал интерпретацию всех 64 символов. Наша работа по сравнению версии каждого была запечатлена в таблицах.
Структура гексаграммы, как было неоднократно упомянуто, состоит из шести черт. Начертание начинается снизу, откуда же идет нумерация. Расположение черты называется позицией (位). Черты в гексаграмме идут попарно :1 с 4 , 2 с 5 , 3 с 6 , исходя из их положения в триграмме.
Каждая гексаграмма равнозначна другой, и все они ценны. Каждая гексаграмма или черта несет в себе благоприятный или неблагоприятный исход, и если правильно подготовиться к события , можно избежать плохих последствий .
Ссылаясь на нашу предыдущую статью , вновь упомянем фигуру Вэнь Вана, который считается прародителем 64 гексаграмм. Каждой гексаграмме присвоено название, которое указывает на явление или событие. Пример – гексаграмма 6, которая называется «Суд». В англоязычных версиях эта гексаграмма носит название «Конфликт», и уже исходя из наименования, мы можем сделать вывод, что это гадание может привести к неблагоприятному исходу.
Но не всегда получается сделать вывод только исходя из названия, да и зачастую такой подход может привести к недопониманию. Поэтому необходимо читать линейные тексты, присвоенные гексаграммам. Эти текста носят названия Яо. Они либо дают совет, либо дают наводку или комментарий на подобии «раскаяние», «хулы не будет» и другие. Такое суждение точно дает понять как поступать не стоит, а когда наоборот, нужно проявить стойкость. Эти комментарии написаны сыном Вэнь Вана – Чжоу.
Для интерпретаций символов немаловажную часть сыграли и «Десять крыльев» («Ши И»), которые дали более исчерпывающее описание и помогли представить общую картину. Многие авторы опирались именно на них , когда формировали мнение об источнике.
Отправная точка системы Книги перемен символы «Трех сил»:неба ,земли и человека. И Цзин признает, что человек не вечен и тем самым подчёркивает его несовершенство. Но также они и помогают ему, в случае если человек готов подстроиться под ситуация и природные законы и если он амбициозен и готов добиваться своих целей.
Например, в Си Цы Чжуань (одном из «Десяти крыльев») авторы отмечают, что в тексте были ободряющие слова, такие как «благоприятный» ( ji ) и «непорочный» ( wujiu ), и суровые предостережения против «бедствий». ( xiong ), «винить» ( jiu ), «сожалеть» ( hui ) и «раскаяться» ( lin) . Такой контраст подчеркивают суровую реальность человеческого существования. В некоторых случаях ветер удачи на нашей стороне; все, что мы делаем, кажется, идет хорошо. Но в других случаях нам явно не везет: как бы мы ни старались, мы обречены на провал.
Не всегда вышеупомянутые моменты лежат на поверхности и дают объяснению сходу. Огромное количество переводов от синологов, как Р. Вильгельм, Дж. Легг, Ю.К Щуцкий и другие синологи возложили фундамент и внесли огромный вклад в развитие ицзинистики. Перевод и интерпретации самих гексаграмм у авторов схожи, они передают общий смысл, и идея прослеживается одна и та же. Основное отличие заключается в рассмотрении автором текста через призму того или иного воззрения, как правило конфуцианство и даосизм, а также в освящении текста и его значении для конкретного народа, например китайцы или японцы.