Здравствуйте. Герой данной статьи - человек, всю жизнь проработавший на Фарфоровом заводе, но по прихоти судеб оставшийся художником для широкой публики малоизвестным. Может быть потому, что не нашлось единокровников в рядах бывшей Советской, а ныне Российской интеллигенции, которые могли бы оставить о нём свой лестный отзыв (но непременно и давно бы оставили - будь он с какой-нибудь "правильной" для них фамилией, типа Школьник, Чашник или Лошак)? - но на сегодняшний день все они через одного обитают на "Родине предков", и их совершенно не волнуют биографии "каких-то там русских из сёл"? - кто знает, Ватсон, кто знает... Ну значит, мы, "русские из сёл", заполним сей печальный пробел. Без всякого стеснения!
Родился Андрей Фёдорович Большаков 16.09.1886 г. в селе Петрино, Александровского уезда Владимирской губернии. В Санкт-Петербурге - с 1901-го года. 1 октября 1904-го года был принят учеником в живописную мастерскую ИФиСЗ, которой заведовал Рудольф Фёдорович Вильде.
Свои первые самостоятельные работы на Фарфоровом заводе (росписи ваз) А.Ф. Большаков создал в 1907-м году. Это были вазы с названиями "Бабочки", "Одуванчики", "Клематис", вошедшие в годовой отчет ИФЗ (РГИА, фонд 503, опись 1(562/2428), дело 82, листы 93 об, 95. "Об отчете о деятельности Императорских заводов за 1907 г."). К сожалению, их изображений я не нашёл.
На работу в качестве художника был принят 30-го октября 1908-го года.
Большаков постоянно совершенствовал своё мастерство. С 1909-го года учился, а в 1913-м году без отрыва от производства окончил вечернее отделение рисовальной школы Общества поощрения художеств. Считается мастером пейзажа.
Его талант художника раскрылся наиболее ярко в подглазурной пейзажной живописи, выполненной в строго реалистичной манере. Техника подглазурной росписи считается более сложной, нежели роспись по глазури - из-за технологических нюансов. Наиболее эффектно исполненные в такой технике смотрятся вазы. Как видим на фото ниже, вазы он и расписывал. Первый снимок в галерее - это неполное фото. Полное фото я обнаружил при поиске фотографии Р.Ф. Вильде (когда работал над соответствующей статьёй (см. здесь - https://dzen.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/hudojniki-gfz-vilde-rf-18681938-641b369cee832a6b0717cc5a ), и нашёл одну-единственную с ним. Но Р.Ф. Вильде стоял не на переднем плане - на переднем плане красовался вот этот молодой человек двадцати с чем-то лет с въедливым взглядом, расписывающий большую вазу. Пришлось от Вильде тогда "отрезать всё лишнее" (чтоб молодой наглец не оттягивал внимание публики на себя) и увеличить фото... Для данной же статьи я поступил ровно наоборот - отрезал "всё лишнее" от Большакова. Но не волнуйтесь! - вторым в галерее идёт общее оригинальное фото без всяких подрезок, где можно увидеть как А.Ф. Большакова, так и А. Р. Вильде...
После Октябрьского переворота продолжал работать на заводе. В 1918-м году значился в I группе живописцев ГФЗ. Присвоение данной группы означает признание художника профессионалом высочайшего класса, который в декоре фарфора может исполнить практически всё! В связи с ликвидацией в 1919-м году по прихоти тогдашнего руководства заводом участка подглазурной росписи Большакову пришлось перестроиться под работу в надглазурной технике. В 1934-м году, после ухода с должности Р.Ф. Вильде, А.Ф. Большаков, как наиболее опытный спец, был назначен начальником живописного цеха.
В 1944-м году, в честь 200-летия образования ИФЗ\ГФЗ, многие старейшие и заслуженные художники завода были награждены орденами и медалями (например, Н.М. Суетин, Л.В. Протопопова, А.А. Яцкевич и др.). Андрей Фёдорович Большаков стал кавалером Ордена Трудового Красного Знамени. Участвовал в восстановлении на заводе сильно подзабытой к тому времени подглазурной техники. Фактически в послевоенные годы произошёл естественный откат вкусовых пристрастий Советской элиты к имперской эстетике, выраженной прежде всего в тяготении к реализму академического толка. К сожалению, в выстроенной командной иерархии сталинского СССР такая вкусовщина одновременно привела к застою в развитии всех остальных течений в искусстве... Это также было время росписи больших пышных, помпезных ваз, заказанных по линии партии и правительства, и здесь навыки одного из старейших художников завода пришлись как нельзя кстати. Андрей Фёдорович Большаков работал на ФЗ имени М.В.Ломоносова до 1953-го года. Скончался 29.01.1954 г.
Ныне произведения А.Ф. Большакова находятся в Государственном Эрмитаже, ГРМ, Елагиноостровском дворце-музее, Государственном музее-заповеднике "Петергоф", в других музеях и частных собраниях России и за рубежом. В галереях ниже приведены его произведения, хранящиеся в Эрмитаже.
P.S. Друзья, и прежде всего, подписчики, которые читали предыдущие мои статьи хотя бы этого года! В поисках иных фотографий А.Ф. Большакова (которых я так и не обнаружил), я наткнулся в своих запасах на скаченную уж и не помню с какого ресурса и когда галерею дореволюционных фотографий Императорских Фарфорового и Стеклянного заводов. На фото, кроме, собственно, стен, изображены те, кто вдохнул в эти стены жизнь - работники заводов. Судя по костюмам, фото были сделаны в первой половине "десятых" годов XX-го века (до I Мировой войны). К сожалению, фото были опубликованы без уточнений, кто именно и где изображён. Зато, оттолкнувшись от нынешнего знания, я узнал в одном из персонажей Рудольфа Фёдоровича Вильде. Или его двойника. Одет он практически так же, как и на снимке, размещённом в данной статье выше, разве что шейный платок (галстук?) иной расцветки. Тот же нос, те же глаза, тот же ровный пробор слева-направо. Те же редкие волосы... И костюм, похоже, тот же самый! Телом, правда, чуть постройнее. Года на два. Кроме усов присутствует узкая бородка а-ля Ришелье. Могу предположить, что фотография сделана или в 1912-м, или в 1913-м году. Мизансцена яркая. Вильде, как можно видеть, остановился у стола, где женщины-художницы расписывают посуду, взял в руку блюдце, в другую - кисть, и показывает немного смущённой даме, как, по его мнению, надо расписывать правильно. Название фотографии: "Цех художественной росписи" (которым, собственно, Вильде и заведовал!). Если моё предположение верно, это будет уже второе по счёту фото Р.Ф. Вильде, размещённое в интернете!
Спасибо всем, кто дочитал, кому интересен фарфор. Не как материал, не как посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь.
P.S. Благодарю всех подписавшихся - ваш интерес греет мне душу. Однако монетизация на Дзене пока просто смешная. Для тех, кто готов помочь продвижению канала, оставляю здесь номер карты Сбера: 5469 3800 2742 6328. Любая сумма будет в помощь. Те, что были на прошлой неделе, мы давно уже съели, и ждём не дождёмся, когда же вы снова, к нашему ужину. Дюжину... Всего доброго!