Окончание. Предыдущую часть публикации можно прочесть ЗДЕСЬ
Как бы это странно ни звучало, но окончательные итоги «Войны Судного дня» до сих пор вызывают споры и дискуссии, как в стане арабских стран, так и среди израильских политиков, военных и простых обывателей. Казалось бы, всё предельно ясно: Израиль подвергся внезапному двойному нападению, однако, невзирая на трудности ведения войны на два фронта сумел довольно быстро стабилизировать положение на всех театрах боевых действий, перехватить стратегическую инициативу и нанести очередное тяжёлое поражение обоим своим давним заклятым противникам.
При этом Израиль, подвергшийся агрессии, нанес своим врагам гораздо больше потерь в живой силе, существенный урон в материально-технической части, не уступив ни пяди контролируемых территорий. Более того, перейдя в решительное контрнаступление, АОИ (Армия обороны Израиля) к моменту вступления в силу соглашения о перемирии захватила у Сирии территории общей площадью в 840 кв. км, а у Египта – почти в 2500 кв. км.
Однако не всё так просто и однозначно, как кажется на первый взгляд. Почему? В качестве примера приведу отрывок из довольно часто встречающихся в различных источниках выводов и итогов, завершающих публикации об Арабо-израильской войне 1973 года:
«В военном отношении израильтяне добились крупной победы, особенно если учесть, в каких тяжёлых условиях ЦАХАЛ начинал войну. …В тоже время, война 1973 года привела к серьёзному внутриполитическому кризису израильского общества, многими эта победа была воспринята как поражение. Финансовые затраты были эквивалентны сему ВВП за один год; количество убитых и раненых не подавалось учёту.
Как это ни парадоксально, в Сирии и Египте эта война была воспринята как серьёзный военный успех, реабилитирующий арабского солдата на поле боя. Для израильтян Йом-Киппур [так на иврите звучит словосочетание «Судный день»] стала катастрофой, от которой они так и не оправились. Образ непобедимой израильской армии и региональной сверхдержавы был развеян, и Израиль, оказавшись перед лицом враждебного ему арабского мира, стал всё более зависеть от военной, дипломатической и экономической поддержки США»[1].
Для соблюдения принципов объективности и непредвзятости приведём не только мнение западных военных обозревателей, но также комментарии на эту тему израильской, и арабской сторон, а также отечественных аналитиков.
«Война Судного дня была тяжелой травмой для Израиля. Стало ясно, что Египет теперь является гораздо более мощным противником, чем шесть лет назад, во время Шестидневной войны, и что союзнические отношения с США не могут гарантировать безопасность Израиля. Число погибших израильтян было настолько велико, что в стране был объявлен общенациональный траур.
…Война Судного дня доказала, что Армия обороны Израиля сохранила превосходство над армиями арабских стран как в отношении боевых качеств своих солдат, так и в уровне военного искусства командиров. Однако недооценка сил противника и внезапность его нападения наложили свой отпечаток на ход войны, особенно в ее начальной стадии, когда натиск огромных масс бронетанковых и пехотных частей поставил израильское командование перед сложными военными проблемами»[2].
«До сих пор историки и специалисты разных стран не пришли к единому мнению в вопросе о том, как оценивать итоги войны. Арабские государства полагают, что они победили в 1973 году и развеяли миф о непобедимости израильской армии. В Египте 6 октября отмечается как День Победы. В доказательство этому приводятся аргументы, что Израиль после этой войны пошел на переговоры с Египтом (якобы из-за слабости), результатом чего стало освобождение Синайского полуострова. В Израиле считают, что их военная победа не может подлежать сомнению, и с этим также трудно спорить. Если же исходить из целей, которые ставили перед собой воюющие стороны, то они не были ими достигнуты полностью»[3].
«Итоги Октябрьской войны существенно повлияли на ближневосточную ситуацию. Прежде всего, потерпела крах израильская военная доктрина, исходившая из якобы постоянно сохраняющейся способности наносить удары по арабским странам без чувствительных для себя потерь. ...Израиль впервые в этой войне столкнулся с противником, который сражался с упорством и решимостью. Противоборствующие стороны понесли большие потери. Однако они оказались более чувствительными для Израиля, уступающего Египту и Сирии в численности населения и армии. Война способствовала преодолению психологического барьера в сознании арабов о могуществе израильской армии. Арабские армии развеяли миф о непобедимости Израиля, продемонстрировав, что они на равных способны сражаться с израильскими войсками»[4].
Попробуем разобраться, насколько верны подобного рода заключения и выводы, которые довольно часто встречаются на страницах периодической печати и документальных серьёзных исследований, посвященных Октябрьской войне 1973 года. Прежде всего, вспомним главные цели и задачи, которые ставили перед собой главные инициаторы войны – президенты Египта и Сирии. Анвар Садат стремился возвратить оккупированный Израилем в июне 1967 года Синайский полуостров, а Хафез аль-Асад – отвоевать Голанские высоты.
В ходе «Войны Судного дня» египетская армия не только не сумела освободить Синай, но и не смогла защитить и удержать под своим контролем значительные территории на западном берегу Суэцкого канала. Впрочем, спустя шесть лет – 23 марта 1979 года в Вашингтоне Анвар Садат и израильский премьер-министр Менахем Бегин заключили египетско-израильский мирный договор. Согласно его условиям, израильское правительство приняло на себя обязательство вывести со всей территории Синайского полуострова свои войска и передать его под контроль Египта. Этот процесс проходил в несколько этапов и полностью завершился весной 1982 года.
Как видно, стороны смогли договориться по одному из самых спорных и принципиальных вопросов дипломатическим путём. Причём тут «Война Судного дня»? – спросят некоторые из читателей. В том, что израильские правящие круги согласились вернуть Синайский полуостров Египту в 1979 году, во многом предопределяющими событиями стали военные действия в октябре 1973 года.
Израильские политики и военные окончательно убедились, пережив самый страшный и кровопролитный Йом-Киппур в своей новейшей истории, что египетские правители никогда не смирятся с потерей Синая, а потому периодически (восстановив свою военную мощь при помощи СССР) будут вновь и вновь пытаться силой возвратить свои исконные земли. Такое мнение в той или иной форме разделяют многие мировые ведущие политические и военные обозреватели.
Таким образом, пусть и отсрочено, пусть дипломатическим путём и при самом активном посредничестве США, но Египет всё-таки в конечном итоге вновь обрёл весь Синай, а потому вполне логично, что Октябрьская война 1973 года воспринимается египетским народом как победоносная, и в честь этой «победы» в стране открыты несколько музеев, мемориальных комплексов и памятников.
Да, даже почти сорок лет спустя после завершения «Войны Судного дня» египтяне гордятся тем, что их армия всего за несколько часов взяла штурмом «линию Бар-Лева», считавшуюся до того неприступной, а авиация и силы ПВО нанесли ВВС Израиля самые большие в их истории потери.
А вот Сирии в плане решения территориальных споров и претензий не повезло. Максимум на что согласился Иерусалим, так это вернуть режиму аль-Асада территории, захваченные в октябре 1973 года. Вопрос о возращении Голанских высот никогда правительством израильским не рассматривался, и в наши дни эти возвышенности находятся под полным контролем АОИ.
Как видно, арабские страны свои территориальные претензии и проблемы разрешили и удовлетворили лишь наполовину, да и то с шестилетней отсрочкой и за столом переговоров. Теперь затронем наиболее важный и также достаточно дискуссионный вопрос о том, какую цену заплатили воющие страны за достижение своих целей или попытку их достигнуть.
Отдельно потери вооруженных сил Египта и Сирии были рассмотрены в предыдущих частях публикации. Сейчас оценим их в совокупности и сравним с аналогичным уроном Израиля. В большинстве имеющихся источников общие потери личного состава вооруженных сил Египта и Сирии, а также отдельных воинских контингентов, присланных им в помощь Ираком, Иорданией, Алжиром, Марокко, Ливией и Кувейтом оцениваются следующими цифрами: 8528 человек погибшими и умершими от ран, 19 549 (по другим сведениям – 19 850) ранеными, 8424 (по другим данным – 9370) пленными. По заявлениям министерства обороны Израиля, сделанными сразу же после окончания боевых действий арабские страны в октябре 1973 года потеряли порядка 18 500 военнослужащих погибшими и не менее 51 000 ранеными.
АОИ, израильские ВВС и ВМС по официальным сводкам и заявлениям Иерусалима потеряли 2522 человека погибшими, около 7500 ранеными и 326 пленными. Арабские страны, опираясь на заявления Каира и Дамаска, уверены и продолжают так считать до сих пор, что Израиль в «Войне Судного дня» лишился не менее 8000 солдат и офицеров погибшими, а также около 20 000 ранеными.
Пьер Рэзокс – французский доктор исторических наук в своём фундаментальном труде «Арабо-израильская война 1973 года» приводит сведения о том, что Израиль потерял на обоих фронтах 3020 человек погибшими, 8135 ранеными и 326 пленными. К числу погибших отнесены умершие военнослужащие от ран и увечий в период с 25 октября по 31 декабря 1973 года, а также без вести пропавшие, чьи тела так и не были найдены или идентифицированы.
В материально-технической части арабские страны также понесли значительный безвозвратный урон, который составил: 1274 танков и САУ (643 на египетском фронте и 631 – на сирийском), порядка 500 БТР, БМП и других бронированных машин, более 550 артиллерийских орудий и тяжёлых миномётов калибра 100 мм и выше, 368 (по другим сведениям – 447) самолётов и вертолётов, 11 торпедных катеров и малых боевых кораблей.
В свою очередь АОИ лишилась по различным источникам от 810 до 840 танков, а также около 400 бронетранспортёров. Однако большинство подбитых и поврежденных бронированных машин оказалось на территории, контролируемой израильскими подразделениями, что позволило отремонтировать и ввести в строй до 2/3 вышедшей из строя бронетехники.
Кроме того, израильская армия потеряла 112 артиллерийских орудий, а ВВС (по различным оценкам) безвозвратно лишились от 105 до 115 самолётов и 6 вертолётов. К концу 1973 года также были списаны ещё 30 самолётов, подбитых или потерпевших аварии в период «Войны Судного дня». ВМФ Израиля безвозвратных потерь в боевых кораблях потерь не имел.
Как видно, потери арабских стран в живой силе, бронетехнике, авиации и боевых судах оказались на порядок выше, чем у противника. Однако не стоит забывать, что атакующая (нападающая) сторона априори (согласно постулатам военной статистики) несёт потери в 2-3 раза больше, чем сторона обороняющаяся.
Не стоит забывать, что египетской армии пришлось штурмовать «линию Бар-Лева» и форсировать Суэцкий канал, а сирийским войскам – атаковать отлично укрепленные позиции на Голанских высотах. К тому же, если сравнивать понесенные потери с общей численностью вооруженных сил и отдельных родов войск, то получается, что АОИ лишилась едва ли не половины своих танков и четверти всей наличной боевой авиации, чего прежде никогда не случалось.
Именно невиданные прежде цифры общих и безвозвратных потерь стали главной причиной глубокого социального и общественно-политического кризиса, охватившего Израиль в конце 1973 года. Израильский народ и прогрессивная общественность требовали тщательно расследовать причины неудач и тяжёлого положения АОИ в первые дни войны.
Особенно остро стоял вопрос о том, как и почему случилось так, что Египет и Сирия буквально на виду у израильских военных, спецслужб и нескольких разведывательных ведомств в тайне собрали мощнейшие армейские группировки и внезапно развязали боевые действия сразу на два фронта. Примечательно, что одним из главных общественных активистов, возглавивших массовые акции протеста, стал отставной капитан Мотти Ашкенази – командир укрепленного пункта «Будапешт» – единственного участка во всей «линии Бар-Лева», которую египтяне так и не сумели захватить.
Всё чаще стали звучать требования отставки Голды Меир и её кабинета министров, прежде всего, Моше Даяна. Чтобы утихомирить разбушевавшуюся общественность израильское правительство 18 ноября 1973 года приняло решение о создании государственной следственной комиссии, которую лично возглавил Шимон Агранат – председатель Верховного суда.
Окончательный отчёт «Комиссии Аграната» был завершён 30 января 1975 года. Однако первые предварительные итоги были оглашены 1 апреля 1974 года. По итогам предварительной проверки главными виновниками тяжелейшего (почти критического) положения, в котором Израиль и его армия оказались в первые дни «Войны Судного дня», были объявлены три генерал-майора: Давид Элазар – начальник Генерального штаба, Эли Зейра – начальник военной разведки АМАН и Шмуэль Гонен – бывший командующий Южным военным округом Израиля. Кроме того, вина возлагалась на десяток полковников из Генерального штаба и военных ведомств, которые отвечали за сбор и обработку аналитической информации, касающуюся Египта и Сирии.
Больше всего общественное возмущение вызвало заключение комиссии о том, что премьер-министр Голда Меир и министр обороны Моше Даян не проявили личной преступной безответственности накануне войны. Предварительный отчёт расколол израильское общество. На Аграната и членов комиссии обрушился шквал ожесточённой критике и грубых нападок. Верховного судью и его коллег обвиняли в применении политики двойного стандарта.
Народ не устраивал тот факт, что вся вина была возложена на отдельных военных, которых всего лишь рекомендовали уволить со службы или перевести на менее ответственные должности. В конце концов, на пике общественного негативного резонанса и возрастающего числа акций протестов 3 июня 1974 года Голда Меир и весь её кабинет министров, включая Моше Даяна, ушли в отставку. Новым премьер-министром Израиля стал Ицхак Рабин, а военное ведомство возглавил Шимон Перес.
Что касается Анвара Садата, то мирный договор, заключенный с Израилем в 1979 году, обошёлся ему весьма дорого. Египет был исключён из Лиги арабских государств за предательство идей панарабизма, нарушение главных принципов Хартумской хартии, потворство политики США, сепаратизм и признание Израиля как независимого субъекта мировой геополитики. Многие арабские страны Ближнего Востока и Северной Африки на долгие годы «заморозили» свои прежние дружеские отношения с Египтом.
Сам Садат так и не дожил до того счастливого и заветного дня, когда Синайский полуостров вновь полностью вошёл в состав Египта. Президент был убит 6 октября 1981 года прямо во время военного парада в Каире, проводимого в честь годовщины Октябрьской войны 1973 года. Садата смертельно ранили из автоматов военнослужащие-заговорщики, принадлежавшие к террористическим боевым группам исламских фундаменталистов «Аль-Гамаа аль-исламийя» и «Египетский исламский джихад».
Главной причиной организации убийства Садата стала его политика сближения с Израилем. Новым президентом Египта стал Хосни Мубарак, который во время «Войны Судного дня» возглавлял египетские ВВС. К моменту покушения на Садата он занимал должность вице-президента и также пострадал от террористов, получив ранение в руку, которой вовремя успел прикрыть область сердца.
Хафез аль-Асад, несмотря на поражение в Октябрьской войне 1973 года, оставался у власти ещё долгих 27 лет. Ему удалось установить однопартийный режим правления с сильной президентской властью и фактически единолично руководить страной вплоть до самой своей смерти, последовавшей 10 июня 2000 года в возрасте 69 лет.
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] - 100 битв, которые изменили мир. Война Судного дня – 1973. Выпуск №125, 2013. Издательство «ООО Де Агостини». Стр. 29
[2] - Война Судного дня // Электронная еврейская энциклопедия. 15.11.2015. URL: https://eleven.co.il/state-of-israel/history-of-state/10954/ [дата обращения 26.04.2023].
[3] - Яременко В. Судный день без победителя // Аналитический портал ПОЛИТ.РУ. 08.10.2008. URL: https://polit.ru/article/2007/06/05/shestdney/ [дата обращения 26.04.2023].
[4] - Арабо-израильские войны. Арабский взгляд [Электронная версия] // Электронная библиотека UniversalInternetLibrary.ru. URL: https://www.universalinternetlibrary.ru/book/63937/chitat_knigu.shtml [дата обращения 26.04.2023].
ПОЛНОСТЬЮ ПУБЛИКАЦИЮ «Война Судного дня» МОЖНО ПРОЧЕСТЬ, ПЕРЕЙДЯ ПО ЭТИМ ССЫЛКАМ:
Часть 1-я. «Ultima ratio regis» или новой войне с Израилем – быть!
Часть 2-я. Соотношение сил
Часть 3-я. Планы сторон
Часть 4-я. Бронетанковые войска Израиля
Часть 5-я. Штурм «линии Бар-Лева»
Часть 6-я. Трудное начало операции «Учение-110»
Часть 7-я. Танковый апокалипсис на склонах Голанских высот
Часть 8-я. На Сирийском фронте большие перемены
Часть 9-я. Раскалённые пески Синая
Часть 10-я. Последние битвы Северного фронта
Часть 11-я. Разгром Египта или Армагеддон по обе стороны Суэцкого канала
Часть 12-я. Воздушные сражения Южного фронта
Часть 13-я. ВВС Сирии против ВВС Израиля.
Часть 14-я. Эпилог
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)