Найти тему
ROCKDIGGER

Рок-музыка в России: разговор под рюмку чая.

Собрались матерые виниломаны, в очередной раз, освежить вечерний разговор скупым чёканьем "крепкого односолодового чая". Разговорные темы, в какой-то миг, всегда переходят на обсуждение музыкальных вопросов. По большей части, отцам, давно известны ответы на многие актуальные вопросы, однако, потребность в живой беседе и обмене мнениями - это святое. Помните, у Александра Сергеевича, - "И я там был, мёд пиво пил.." Ладно! Попробуем немного покопаться в теме.

Rockdigger вновь с Вами! Всех приветствую!

Rockdigger
Rockdigger

Начнём с финала эпохи: уже середине 90-х годов, более взрослое поколение наших меломанов, сформировавшихся с 70-х и 80-х годов, обнаружили вокруг себя новую музыкальную реальность. Традиционная мировая "hard rock" сцена сдулась, словно, воздушный шар: просела ниже плинтуса. Отныне, всё, что было "до", cтало "old-school" жанром.

Вчерашние стадионные рок-проекты, если не исчезли совсем, то сузили свою аудиторию до величины грецкого ореха.

Натренированное годами ухо, с трудом, воспринимало новые звуки, новые темпы, тембры голосов, иные гармонические построения. Новый многожанровый калейдоскоп, представлял из себя и новые определения, типа - "death", "black", "hard-core", "industrial", "goth" и т.д., из которых, только "stoner" и "grunge", были, вероятно, наиболее безобидными, там, хотя-бы, пели, депрессивно-заунывно, но естественными голосами.
И потом, вдруг, этот "
брит-поп" - с десятками тоже новых, но в основном, как под копирку похожих групп.

Очень интенсивное время переживала западная и мировая рок-сцена: "сиэтлский блок", "манчестерский звук", "норвежский блэк", "шведский death и гётеборгская школа", финское нашествие, готическая опера, немецкий пауэр, славянский pagan и т.д. и т.п. О - как! А что было у нас? Всего понемногу...

Рок-музыка, на волне молодёжной антисистемности к советской идеологии (привет, Всеволоду Новгородцеву!), была крайне популярна в СССР, о чём свидетельствует мощная генерация энергии московского, ленинградского и свердловского рок-клубов. Массовую популярность рока подтверждали сверхуспешные, теперь уже, культовые, рок-фестивали, начиная с первого, Тбилиси-80, и далее, до летнего Подольска-87, включая все Рок-Панорамы. Два удивительных и очень успешных, мирового уровня фестиваля "Moscow Music Peace Festival" в Лужниках, и чуть позднее "Monsters Of Rock" в Тушино.. Многочисленные приезды обожаемых советской публикой американских и британских рок-групп. Однако, потом, время изменилось. Чрезвычайно резко стала падать экономика в распадающейся на части стране. Всю ту жуть помнить будут еще долго.
"Ящик перевернули к верху дном", так, кажется, говорили тогда "парни в очках" из теле-программы "Взгляд" позднего периода.

С развалом СССР новую Россию, на-перегонки, стали покидать, более или менее подготовленные и образованные рок-музыканты (и не только), почувствовавшие что "рушатся запреты", особенно, в последние, советские перестроечные годы. Уязвимость музыкантов можно понять: в проблемном и деградирующем пост-СССР, оставаться и творить, им было уже не для кого, и, мягко скажем, западло. Упадок инфраструктуры и социальная нищета, не сулили никаких просветлений в этой части в грядущие годы. А вот "за бугром", маячил шанс влиться в тамошний музыкальный рынок и попробовать занять в нём соответствующее место. Там, музыкой можно было жить. Здесь - выживать.

В результате, российское культурно-музыкальное пространство скоро настолько оголилось, как, если-бы, мы представили себе морской отлив: вдруг, проявились уродливые обитатели дна, сокрытые, ранее, под толщами воды, такое "апинораспутиноаллегродюновое ктулху". Выражаясь проще - резкое понижение всех уровней, как восприятия, так и исполнительского мастерства. А конкретно, для рока, настали суровые времена.

Яркую иллюстрацию, состояния российской рок-музыки, наглядно демонстрировал, никуда не уехавший из России Валентин Лёзов. Профессиональный образованный музыкант, бас-гитарист виртуоз, начинавший карьеру в составе джаз-ансамбля "Арсенал" Алексея Козлова, затем, привыкший к рёву стадионов, в составе "Динамика" Владимира Кузьмина, отныне выплясывал шутовской гопак под фанеру, выступая фоном, для опусов Олега Газманова. Смотреть на это было как-то невесело

Олег Газманов и Валентин Лёзов, такой вот не-весёлый "морячка-рок"...
Олег Газманов и Валентин Лёзов, такой вот не-весёлый "морячка-рок"...

Или, вот, еще один, бывший гитарист группы "Альфа", прирождённый рокер Алексей Горбашов, нашел свою нишу в попс-проекте "Мираж", с певицей Болдышевой. Здесь, как всегда, стоит вопрос цены. Никто никого не осуждает, деньги зарабатывать необходимо, вопрос снят. Только, чисто визуально, смотреть на это было грустно.

Это примеры, из тех, кто был на виду, на экране. Традиционный рок в России впал в кому. Наступила эпоха фанеры, примитивизма и, куда без этого, попытки подражания ("Ария", "Мастер"..) А то и всё вместе.

Была еще одна печаль: преклонение перед западной, не только музыкой, но и культурой в целом, что отныне, проявлялось через всеобъемлющее неуважение к своей родной стране. "Коллективные жаннаагузаровы", явив нам своё, уже, новое, модное, западное певческое говнище, стали наперегонки упражняться в менторских посылах, в адрес, своей вчерашней аудитории, такие как: "рашка", "совок", "колхоз". Новое пост-советское явление: петь и кокетничая, заигрывать с нашей "плуго-колхозной" по их мнению, публикой здесь, но регулярно отгребая лопатами для себя "туда", безналоговую кассу, что-бы напоказ и демонстративно проживать свою жизнь "там": дети, недвижимость, лечение. Это стало таким трендом: модной, заразной и циничной нормой современного социального поведения.

А когда, устав от получений "грэмми" и всяких там "мьюзикэвордз", многие из наших музыкантов, сами себе дающие звания - "звёзды", прилетели за никчемностью обратно, то культурно-музыкальный ландшафт в новой России выглядел, увы, абсолютно иначе: "чё-чё там пел? рок?, ой...йой...тут, браток, через Marshall, теперь поют не рок, а шансон". Здесь молодые и не очень, взяв в руки гитары, запели, вовсе, не про "там где клён", а прямо и конкретно про "жопу, хюй и говно"(Сектор газа, Лаэртский и т.д.) Представить себе такое 5-10 годами ранее было невообразимо. Как-то так.

С другого фланга, в полураспаде СССРовской эпохи, с растворяющимися атрибутами вчерашней пропаганды "строителей коммунизма", часть молодежи, еще даже не успела идентифицировать себя "традиционными российскими православными", а уже переворачивала на себе кресты, нахлобучивала волосы на лицо и всеми своими жилами, рычала в микрофон о новом мире сатаны. Это хорошо иллюстрировали локальные рок-фестивалям тех лет: большинство новых молодежных рок-групп понизили строй своих гитар и запели нечеловеческими голосами. Научно, это называется, петь диафрагмальным басом или гроулом (от англ. growling«рычание»). Интересные такие песни, звучащие, словно, булькания на болотах или, это можно, представить как, шипение злобных валькирий. Модный, норвежско-шведский андеграунд, как нельзя кстати, оказался очень востребован молодежной средой новой, но, обнищавшей, России. Однако, его запала хватило здесь совсем не надолго.

И всё это, не про воспитанников "Нашего Радио" Михаила Козырева, назовём его образно -"коллективный сплин", не про Земфиру, Мумий Тролль с оными, и прочими, кокетничающими тут, но живущими "там", а про вообще, рок-музыку в России, в одночасье, утратившую всю свою начальную привлекательность, социальную актуальность, дерзкую ощетинистость текстов и всё такое... Да и дорого, да и невыгодно...

Трудно себе представить, какую же рок-музыку отечественного образца возжелал бы получить сегодня российский обыватель, если только не копию, с уже готовых западных образцов, и максимум - на хорошем русском языке и в достойном исполнении.

Кстати, инструментальное мастерство и тогда, уже, стояло не на первом месте. Символично интервью умного парня, настоящей самодеятельной советский рок-звезды Майка Науменко, от 3 ноября 1990 года в городе Мурманске пророчески подводящем черту эпохе - "когда всё разрешили, всё, вдруг, стало неинтересно". Сам, Михаил Козырев, как основатель и шеф "Нашего Радио", так-же, человек, далеко не глупый, рассказывал, что пытался через радио продвигать десятки интересных региональных рок-групп - не пошло! Не зацепило! Нет социального запроса на рок-музыку. Трудно конкурировать в выжженом пространстве, с очень простыми формами, как например, "Сектор Газа" или "Коррозия Металла"...

Начало нулевых и последние лет 12, в России, мало что изменили. Разве что, цифровизация убрала печатные рок-издания, и музыка полностью ушла в интернет пространство, где живет и развивается благодаря ни от кого не зависящим молодым творцам. Совсем молодые группы, получают через "ВК" обратную связь с аудиторией, организуют собственные записи, гастроли и т.д. Пока так.

Был ли "русский рок" (скорее, русскоязычный) или есть сейчас, и будет ли он развиваться в будущем - вопрос риторический.

Я могу ответить так: в настоящем своем объёме русский рок еще и не начинался. Как не начинался никогда в жизни, например, корейский K-pop, а теперь он там не просто начался (Государственная поддержка налицо, впрочем, как это было и в Норвегии, Швеции и Финляндии) Это сегодня гигантская поп-индустрия, в которой уже крутятся миллиардные бюджеты. Как результат: взрыв интереса к корейской культуре, кино, еде, архитектуре и т.д. . Массовая аудитория российских и вообще, мировых тинейджеров, просто "без ума", от исполнителей типа BTS и десятков др. зная всех их там по именам, дням рождениям, кто с кем и даже, по "шелесту ресниц"...

Исполнение рок-музыки - занятие не дешевое. А для хорошего звука как индустрии, требуется инфраструктура: люди, залы, механизация, наука, производство, предприниматели, промоутеры, издатели и т.д. Интернет очень помогает, но здесь, в безбрежном море информации, он важен, как инструмент оперативного тестирования произведений. Все это, не создаётся само по себе из ничего и из никак: рок-музыка, это привилегия для стран с развитыми экономиками и свободно развивающейся культурой. Существует надежда, что в России, наступит время подъёма и первого и второго. Тогда и посмотрим. Предпосылки для этого имеются.

Для любителей рок-музыки отныне существуют социальные сети.
Например, "В контакте"...
Вы можете начать серфинг по страницам тематических групп, и найти для себя, много любопытного и интересного. В первую очередь, классный рок, где поют на русском языке. Мне, например, очень симпатичен молодчага такой самородок Олег Абрамов (Radio Tapok) исповедующий российский мужицкий рок (по его словам). И это, не реклама ресурса, это, просто, надежда на то, что очередные дерзкие музыкально настроенные парни возьмутся за гитары, создадут свои рок-группы, и время настоящего российского рок-цунами окажется не таким далеким. Мы еще поговорим об этом.

Rockdigger всегда с Вами, берегите себя!

_______________________________

*При каком-либо использовании материалов авторского текста, ссылка на автора обязательна!

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.