Найти тему
Версия

Исторический пароход «Судан»

Единственное сохранившееся судно компании «Кук и сын» продолжает работать на Ниле
Единственное сохранившееся судно компании «Кук и сын» продолжает работать на Ниле

Историческим называют корабль или судно, возраст которого составляет десятки, а иногда и сотню лет, но который находится в хорошем техническом состоянии, и продолжает работать по своей «корабельной» специальности. Как правило, это перевозки пассажиров в специальных ретро-круизах, хотя есть и другие варианты. В большинстве развитых стран есть люди, готовые отдать свои деньги за «путешествие во времени», когда их круиз происходит на судне, которому 70, 80, а иногда и больше 100 лет!

Автор: Андрей Максимов

Есть такое судно и на реке Нил в Египте. В этой статье мы расскажем о речном круизном пароходе «Судан», которому в этом году исполниться 102 года, и который стал символом речных круизов по Нилу.

Исторические корабли и суда

Как правило, корабли и суда имеют срок службы, прописанный в соответствующих технических документах. Но иногда они избегают разделки на металл, и тогда попадают в Историю. Есть корабли и суда музеи. Как правило, они стоят около берега. Иногда их переносят на сушу и строят над ними здание с крышей. Есть корабли памятники на постаментах. Это небольшие корабли, суда и катера. Таких музеев и памятников в мире очень много. Значительно реже попадаются исторические пароходы, которые поддерживаются в рабочем состоянии, и используются по назначении. Таких кораблей единицы. Для примера, в России есть несколько сотен кораблей и судов музеев и катеров-памятников на постаментах, и всего два исторических судна – 108-летнее спасательное судно «Коммуна» и 112-летний речной пассажирский пароход «Н.В.Гоголь». «Коммуна» является действующим вспомогательным судном Черноморского флота. Она носитель глубоководного спасательного аппарата и телеуправляемых подводных аппаратов. «Н.В. Гоголь» каждый год отправляется в ретро-круизы из Архангельска по Северной Двине. Аналогичная ситуация и в мире. Все морские страны имеют корабли музеи, но очень немногие эксплуатируют по одному или два исторических парохода. Одно такое судно есть в Египте, хотя, по сути, египетские власти к нему не имеют никакого отношения.

Томас Кук

Судоходство по Нилу началось еще во времена фараонов. До середины XIX века оно не менялось – все перевозки на реке осуществлялись на парусных лодках и барках. Удивительно, но толчок к использованию пароходов на реке Нил дал создатель первого туристического бюро в истории человечества Томас Кук. Ему пришла в голову простая, но, по своему, гениальная мысль, как можно заработать на естественном желании человека увидеть новые земли и страны. Начал Томас Кук с экскурсий на поездах по Англии. На удивление, желающих оказалось много. Бизнес пошёл в гору, и через какое-то время Кук задумался о водных туристических путешествиях. Это ещё не были морские круизы в современном понимании. Но основа была положена. Кук сам посетил Египет в 1870 году, и понял, что пирамиды, сфинксы и другие египетские исторические артефакты являются тем, ради осмотра которых европеец отдаст свои деньги. Доставить туристов из Европы в Египет сложностей не представляло – достаточно было арендовать хороший надёжный пассажирский пароход. С размещением на суше то же было всё нормально. А вот с путешествием по реке (а основные достопримечательности располагались на берегах Нила), дело обстояло плохо. В 1870 году на Ниле работали только 1 пассажирский пароход и 136 парусных судов – декабий. Это было понятно. Пассажирами были местные жители, которые были не готовы платить большие деньги за путешествие на пароходе, их вполне устраивали парусные декабии. Но будущих английских туристов такой сервис удовлетворить уже не мог. Кук энергично взялся за дело. Немного забегая вперед, скажем, что через 23 года у туристического бюро Кука на Ниле был флот из 15 новых пароходов. Это, кстати, подтолкнуло технический прогресс на реке – количество парусных декабий сократилось до 30 единиц.

В 1888 году «Cook & Son's seasonal Egypt and the Nile» сообщала потенциальным туристам, что компания Кука объявляет о регулярном туристическом судоходстве по Нилу. Бизнес пошел, но не всё вначале было гладко, были и форс-мажорные обстоятельства, которые от Кука не зависели. Дело в том, что все построенные для туристов пароходы конфисковала английская армия для перевозки войск в Хартум. Пароходы были приведены в состояние, когда дальнейшая их эксплуатация была невозможной Компания «Кук и сын» подали иск в английский суд на возмещение ущерба. Лондонский суд иск удовлетворил. После этого Кук построил новый флот туристических пароходов с гребными колесами для Нила.

Для своего времени это было новинкой речного коммерческого судостроения. До них все речные пароходы (от американских на Миссисипи, до русских на Волге) были грузопассажирскими. Удобных кают на них было мало, основные пассажирские помещения особым комфортом не отличались. На пароходах Кука не было грузовых трюмов (за исключения провизионных кладовок) – они не занимались перевозкой попутных грузов. Все каюты были по меркам конца XIX века весьма комфортными, как и общественные помещения судна – ресторан, салон, библиотека. По сути, это были первыми круизными лайнерами, правда, речными. О первых морских круизных судах смотри статьи «С чего начинались морские круизы. Мега-яхты» и «Удивительная история «Морского облака».

Первые два парохода заказали в Глазго, а собирали в Каире, где у Кука была своя верфь в Булаке. Вторую пару пароходов заказали во Франции. Поскольку на пароходах предоставлялся максимальный по тем временам комфорт, то и пассажиров на борту было не много (по сравнению с обычными речными пассажирскими судами) – на пароходах английской постройки 42 пассажира 1 класса, на пароходах французской постройки – 51 пассажир 1 класса.

Кук построил и купил целый флот паровых и парусных судов, работавших на Ниле.

Был среди них и небольшая паровая яхта на 8 пассажиров «Nitocris». На ней в 1896 году по Нилу путешествовал известный английский писатель Артур Конан Дойл, создатель знаменитого Шерлока Холмса. Такие путешествия были недешёвым удовольствием. Все пароходы Кука позиционировались как пароходы 1 класса - сегодня такие суда назвали бы туристическими лайнерами класса люкс. Так, двухнедельное путешествие на пароходах «Розетта» и «Дамиетта» по маршруту Каир – Асьют через Луксор и Асуан стоили 56 фунтов стерлингов, а в 1922 году трехнедельное путешествие на пароходах «Судан», «Аравия» и «Египет» от Каира до Луксора и Асуана стоили уже 70 фунтов стерлингов. К этой цифре нужно было добавить сумму на билеты из Европы в Каир.

SS «Sudan»

PS Sudan на Ниле 2011 год (фото: Wikimedia Commons/Fig wright)
PS Sudan на Ниле 2011 год (фото: Wikimedia Commons/Fig wright)

После окончания Первой мировой войны «Кук и сын» пополнили свой флот на Ниле пассажирскими пароходами нового поколения. В 1921 году в шотландском городе Пейсли были построены три однотипных колесных пассажирских парохода «Sudan», «Arabia» и «Egypt» длиной 72 и шириной 10 метров каждый и водоизмещением 600 тонн. Скорость хода «Судана» составляла 9,5 узлов – около 18 км/ч. Измученные невиданной раньше войной, жители Европы хотели мирной жизни. 20-е годы – время, когда круизный бизнес развивался как никогда бурно. Причем во всех сегментах – от очень дорогого, элитного, до вполне себе демократичного, который мог себе позволить любой работающий европеец. Так, например, компания «Уайт стар лайн», лайнеры которой работали на линии Саутгемптон – Нью-Йорк, предложила круизы на Рождество в США на одном из своих небольших лайнеров. Стоимость круиза в туристическом классе составляла всего 35 фунтов стерлингов. Успех был такой, что рождественские круизы стали регулярными до самой Второй мировой войны.

«Кук и сын» сделали ставку на люксовый туризм, и не прогадали. С 1922 по 1935 год наблюдался бум египетских речных круизов. Основными клиентами были англичане, хотя среди пассажиров нильских пароходов были граждане из других стран Европы. Пароход «Судан» работал на линии Каир – Асуан. Продолжительность рейса было 20 дней. Немного отвлекаясь, скажем, что сегодня туристические лайнеры проходят этот маршрут, в зависимости от остановок, за 3-5 дней.

В 1939 году всё закончилось. Вторая мировая война положила конец европейскому туризму. Пароходы были поставлены на прикол. «Судан» несколько раз менял владельца. Но, в основном, более, чем полвека находился в отстое. Когда в 60-х годах была построена Асуанская плотина, которая разделила реку на две участка, пароход «Судан» остался в северной части Нила.

В начале 90-х годов ХХ века очередной владелец пытался оживить пароход, но безуспешно. В 2000 году «Судан» купила французская компания. Пароход поставили на капитальный ремонт с заменой главного двигателя – паровой машины. Все интерьеры старой колониальной эпохи остались, а двигатель поставили современный. Чтобы не изменять силуэт судна, дымовую трубу на нем оставили. После модернизации на «Судане» есть 23 каюты, включая 5 люксов.

После этого у «Судана» началась вторая жизнь. В начале XXI века на Ниле работали около 300 современных речных круизных теплоходов. «Судан» занимает среди них особое положение. Он по-прежнему работает в сегменте «люкс», цены на круизы на нем в разы больше, чем на новых теплоходах. Но, тем не менее, бронировать билеты на него нужно заранее. И это не смотря на то, что уровень комфорта на нем значительно ниже, чем на новых лайнерах. Он остался на уровне 20-х годов ХХ века. Так на нем нет системы кондиционирования помещений, простое оборудование ванных комнат и высокая шумность. Но это не останавливает туристов, которые хотят совершить путешествие во времени.

Агата Кристи и Эркюль Пуаро

В середине 30-х годов знаменитая писательница вместе с мужем, археологом Максом Маллованом и дочерью Розалиндой совершили большое путешествие по Египту. Частью путешествия был круиз на пароходе Кука. Достоверно неизвестно, на каком из пароходов они ходили по Нилу. В 1937 году Агата Кристи завершила свой знаменитый роман «Смерть на Ниле». Сюжет родился в голове Агаты Кристи после речного круиза по Нилу. В романе описан вымышленный пароход «Карнак», который ходил по тому же маршруту, что и реальный «Судан».

Всемирная слава пришла к старому пароходу после двух(!) экранизаций романа в кино. В 1978 году был снят фильм «Смерть на Ниле», а в 2004 году был снят еще один фильм, теперь уже в рамках сериала об Эркюле Пуаро.

Заключение

Как утверждают эксперты в судоходстве, при должном уходе речные суда могут служить значительно дольше морских. Так, средний срок службы морских судов составляет 30-35 лет, речные же суда способны служить минимум 100 лет и больше. Это связано с тем, что речная пресная вода не разъедает корпус судна, как морская. Если грамотно и вовремя проводить текущие ремонты, речное судно может стать воистину вечным. Поэтому перспективы у парохода «Судан» вполне радужные.