Люди быстро привыкают к хорошему, но и к плохому привыкают. И нижегородцы уже привыкли к самой низкой в России социальной норме потребления электроэнергии, к двухступенчатому тарифу, который является свидетельством того, что у нас нет рынка электроэнергии.
За рубежом человека никто не призывает к тому, чтобы он, уходя, гасил свет. Никому это даже в голову не придет. Наоборот, поставщику выгодно, чтобы он свет не гасил, зажег все лампочки и включил все приборы – за объем потребления могут даже предоставить скидку. Это рынок, когда продавцу хочется продать побольше.
У нас рынка электроэнергии нет. Наоборот, при небольшом потреблении цена получается ниже – это антирынок, аналогичный государственному регулированию цен. И в этой ситуации нашим руководителям хочется, с одной стороны, получить от населения побольше денег, с другой – выполнить социальные функции, поддержать население, особенно социально ослабленные группы.
В борьбе между этими двумя противоположными желаниями и решается вопрос о том, какой объем электроэнергии предоставить гражданам по сниженной цене.
Ну, прославилась Нижегородская область десять лет назад тем, что у нас предоставили только 50 киловатт в час, а не 100-150, как в других регионах. Однако люди быстро забыли о том, что в других регионах ситуация совсем отличается. Платят и платят. Введут другую норму – привыкнут и к ней.
Так что никакого возмущения и выступлений не будет. Конечно, люди поморщатся, если им придется платить больше. И, наоборот, им будет приятно, если нужно будет платить меньше, но и к этому они быстро привыкнут и вряд ли будут долго благодарны инициаторам этого предложения.
По сути дела, решение этой проблемы это частный случай. Государство постоянно пытается и собрать как можно больше средств с населения, и помочь самым бедным.
С одной стороны, если предложение КПРФ будет принято, людям будет полегче, это хорошо. С другой стороны, денег будет собрано поменьше – для решения каких-то задач это плохо. Пусть наши законодатели и правительство решают эти вопросы исходя из бюджетных возможностей и потребностей – на профессиональном уровне, с учетом возможного дефицита бюджета и поступления дополнительных средств.
А относиться к нашим энергопоставщикам как к рыночным структурам не стоит, это далеко не так. Поэтому я и рассматриваю подобные вопросы как малозначимые. Хотя для кого-то возможное повышение социальной нормы потребления и будет существенным – для тех, у кого большой расход электроэнергии и небольшие доходы.
В любом случае, хорошо, если для людей сделают что-то хорошее, нужно только понимать во что это обойдется и кто за это заплатит.
Александр Мазин, профессор НИУ РАНХиГС