Найти тему

Критериум

Оглавление

Париж-Брест. Чудеса случаются. От Дрё до финиша в гоночном режиме

Выезжаю с последнего КП

Итак, моё опоздание сократилось до одного часа и сорока пяти минут. До финиша остаётся 65 километров и чуть меньше трёх часов времени. И вот сейчас, после 1150 километров, есть не то, что надежда, а уверенность в том, что этого времени будет достаточно и силы не покинут меня.

Но любая задержка может перечеркнуть всё. Надо не заблудиться, не упасть с последствиями, не проколоться, не… нет. Про это не надо!

Выезжаю по аккуратным дорожкам спортивного комплекса на городскую улицу. Поворот, ещё поворот, нырок под мост по которому проходит железнодорожная линия. Еду один, ориентируясь на стрелки и показания навигатора.

Вот улица Ферри, затем она же самая, но уже Роберта Шумана. Поворот направо и дальше по авеню Президента Кеннеди. Затем, по улицам с непонятными названиями выезжаю за черту города Дрё, который оказался не таким уж маленьким.

Еду, работаю с полной отдачей

Дорога очень крутым спуском уходит в лесной массив и делает неожиданный крутой поворот вправо. Пришлось резко притормаживать, чтобы вписаться в этот поворот. Пронесло!

После подъёма пошли более-менее ровные дороги среди полей с чуть заметным уклоном вверх. По профилю маршрута так будет продолжаться километров двадцать пять, а затем начнётся серьёзный рельеф почти до самого финиша. Хорошо, что нет встречного ветра. Кажется, его вообще нет.

Впереди показалась жёлтая велорубашка марафонца, а чуть дальше смешанная группа рекомбентов и велосипедов. Я не соревнуюсь с ними, а соревнуюсь с самим собой. Мне не обязательно их догонять, мне надо быстро ехать.

Свою скорость, которая в значительной степени зависит от уклона дороги, силы и направления ветра, всегда вижу на велокомпьютере. Но сама по себе величина скорости не даёт полной информации о том, быстро или медленно я еду в данный момент. Это определяется в сравнении.

Если на подъёме обгоняю себе подобного на скорости 15 км/час, значит, еду быстро. Если на спуске обгоняют меня, несущегося за пятьдесят, значит еду медленно. Поэтому, чтобы иметь хорошую скорость, надо не созерцать экран велокомпьютера, а догонять впереди идущих.

«Желтый» веломарафонец приблизился быстро, но не благодаря моим стараниям, а потому, что очень устал. Едет откровенно медленно. Его качает. Я бы на его месте немного отдохнул.

Группа, идущая метрах в трёхстах впереди, останавливается, и все дружно ложатся на газон обочины. Проезжаю мимо и, отъехав, оглядываюсь на повороте. Издалека вижу, все встают и садятся на велосипеды. Мне кажется неоправданным такое коллективное поведение на последнем этапе, где усталость одного сильно отличается от усталости другого.

Работаю с полной отдачей и чувствую себя комфортно. Ничего не болит, нет потертостей и забитости в мышцах. Как сильно самочувствие может изменяться на марафоне! И это, похоже, не особо связано с общим пройденным расстоянием.

Где мне было тяжко на этом марафоне? После 200 километров перед Мортань-О-Перш и после 1100 километров, опять же, перед Мортань-О-Перш. Бывало, и в других местах накатывала усталость, но с ней легче справлялся.

Получил интересный опыт влияния отрицательных эмоций на психику после тысячи километров. Не это ли привело к протесту организма и спровоцировало непредвиденный сон? Скоро будет возможность это обдумать… Стоп! Я отвлекаюсь от главного.

На последних подъёмах

Дорога снова уходит в лес. Одна за другой идут несколько горок, начинается крутой и длинный подъём. Это самый крутой подъем на маршруте, любезно заготовленный организаторами за тридцать километров до финиша.

Но не будем обижаться. Его наличие лишь придаст дополнительный шарм всем последующим описаниям и рассказам о марафоне. Но шарм, это потом, а брать подъём нужно сейчас.

Крутизна увеличивается. Не вижу, чтобы кто-то шел пешком, но три марафонца отдыхают на траве у самого крутого участка подъёма. Они, кажется, с любопытством смотрят, как у меня получится пройти этот участок? Смотрите!

Увеличиваю частоту педалирования до очень высоких значений, так, что появилось некоторое движение по инерции при ослаблении усилий. Этим и пользуюсь. После пары десятков быстрых оборотов, две секунды пауза, и снова! Забираюсь быстро, даже самому понравилось! Благодарные зрители щедро одаривают аплодисментами, что придаёт ещё больше уверенности и позволяет, не снижая темпа продолжать подъём.

Слышу знакомый писк! Да это мой чип стал его причиной! Стоит машина, а рядом на обочине оборудование для контроля и человек, наблюдающий за всем этим хозяйством. Киваю ему головой, а он мне.

По легенде здесь не предусмотрен контроль и навряд ли здесь расположилось «секретное» КП. При таком раскладе оно было бы «сверхсекретное», ведь большинство марафонцев его, скорее всего, даже не заметило. Возможно, чип-контроль стоял здесь не всегда и появился для испытательных целей. Выбрано место, где у марафонцев небольшая скорость, что снижает вероятность проскочить не отмеченным. Поживём-увидим. Быть может, эта идея как-то реализуется на будущих марафонах?

Последний час на дистанции

Километров пять продолжается более-менее ровная дорога. В поле зрения появилось больше марафонцев, которых регулярно добираю одного за другим. Наверное, мы в неравных условиях? Я, выспался и наелся. Они – не знаю и не уверен.

Кажется, я не в меру разошёлся и начинаю рисковать. На длинном спуске перед городком Монфор-Ля-Амори сильно разгоняюсь, и несусь по его улицам, не думая тормозить, перепрыгивая на асфальте всякие технологические неровности от коммунального хозяйства. А в конце спуска на крутом правом повороте так резко тормознул перед бортом стоящей на перекрёстке фуры, что оказавшийся рядом марафонец ахнул от удивления. Устремляюсь в подъём и догоняю ещё двоих. Может быть, зря я так? Ведь все, кого я вижу, едут довольно спокойно.

Нет, не зря. По статистике прошедших веломарафонов по этой дистанции, около двух процентов доехавших до финиша не укладывается во временной норматив. А это, приблизительно человек восемьдесят. Надо заметить, что число сошедших с дистанции, в десять раз больше.

Так вот, сошедшие, уже сошли раньше, а на оставшихся километрах мало кто позволит себе такое удовольствие. Значит всё, кого я вижу идущими медленно, попадут в число не уложившихся в норматив 90 часов. Они не ориентир. Надо отрываться от этой компании.

Ну, а мне на 25 километров остаётся чуть больше часа. Продолжаются пологие подъёмы. Интенсивность работы не ослабляю.

Мобильный телефон, который я забыл выключить на КП, принимает СМС. Читаю: «Ты где?» Людмила беспокоится, и это понятно. Молчать нельзя. Чуть сбавляю ход, набираю три буквы: «Еду», отправляю сообщение и выключаю телефон.

Всё чаще дорога идёт по населёнке, или где-то рядом. Беспокоит, если впереди никого не вижу, хотя навигатор всё добросовестно показывает. Но я пока не привык ему доверять, а доверяю больше себе, на него смотрящего.

Но вот, первый признак близости финиша. На обочине вдохновляющий указатель показывающий, что до финиша осталось 15 километров. Так, у меня в запасе 48 минут. Всё бы ничего, но пошли подъёмы, и длинные. Но ниже двадцати скорость не опускаю. Это тот минимум, который я могу себе кратковременно позволить.

Дорога вьется где-то по окраинам небольших городков, которые видно сверху. Здесь уже не один я тороплюсь. Все, кто рядом, тоже стараются. После указателя «До финиша 10 километров» смотрю на часы. 35 минут в моём распоряжении.

Обгоняю англичанина, и он что-то кричит мне вслед. Оборачиваюсь, чиркаю передним колесом по бордюру и заваливаюсь правым боком на тротуар. Вскакиваю, заметив, что слегка поцарапал коленку. Догнавший англичанин спрашивает: «ОК?» Отвечаю: «Да, о'кей», обгоняю его и нацеливаюсь на следующую спину, решив держаться подальше от бордюров.

Начинает казаться, что быстро уходит время, за которое успеваю мало проехать. Но успокаиваю себя и не смотрю на часы. Финишный мандраж мне не нужен. Ещё немного и вижу знак «5 километров до финиша».

23 минуты на это…. Наступает момент истины. Дорога выровнялась и уверенно пошла по городским улицам, которые узнаю.

Гонка-критериум перед финишем

Догоняю группу из пяти марафонцев. Все немцы. Лидер группы крутит с очень высокой частотой. Все послушно держатся за ним. Моя попытка встать за лидером встретила решительные возражения. Чего это они так?

Я не собираюсь всё время за ним ехать. Подрезают то слева, то справа. Увёртываюсь, начинаю обгонять лидера. Ему не нравится это. Сопротивляется, педалируя с частотой, какую я никогда не видел. Или переключатель у него неисправен, или сил не хватает работать на более высокой передаче, чтобы увеличить скорость?

Обогнал, но упёрся в красный сигнал светофора. Велик соблазн его проскочить, но сдерживаюсь. И немцы подъехавшие остановились, и регулировщик из организаторов марафона предупреждает…

Они сейчас на каждом перекрёстке стоят. Могут записать мой номер и выписать временной штраф, размером в один, а то и в два часа, согласно таблице «Расценка штрафов» из Правил 17-го ПБП. А у меня уже нет таких «денег», чтобы рассчитаться и не обанкротиться.

Загорелся зелёный. Все дружно рванули вперёд. Снова обгоняю немца, но и на следующем перекрёстке не успеваю проскочить начало красного сигнала. Снова стоим. Лидер что-то сказал своим, и они дружно встали прямо передо мной. Пришлось объезжать их слева, и снова оторвавшись от группы, не успеваю уйти за очередной перекрёсток.

Секунд по пятнадцать теряю на перекрестках. Чтобы попасть в «зелёную полосу» надо ехать со скоростью автомобиля, или очень медленно. До первого немного не дотягиваю, а второе не устраивает.

Путь открыт. В стойке успеваю проскочить между бордюром и двумя немцами, пытавшимися меня «подрезать», и устремляюсь к финишу. Да не нужен мне этот лидер, который снова к красному подъехал вторым!

И снова передо мной выстраивается вся эта толпа. Похоже, что они бывшие велогонщики, и по привычке, уже неосознанно применяют приёмы давления на соперников, забыв, что на веломарафонах соперников нет.

Точно помню, что за этим перекрёстком будет ещё один, последний. Значит, финишировать будем красиво! Это уже не марафон. Это гонка-критериум, где я на каждом этапе набираю очки!

После зелёного спокойно еду за всеми, не выпуская из виду лидера и последний светофор. Вижу, красный уже горит, лидер останавливается. Принимаю чуть вправо, останавливаюсь у кабины машины типа бензовоза, берусь правой рукой за кронштейн крепления зеркала заднего вида и стою, не выстёгивая контакты педалей, готовый рвануть сразу после зелёного сигнала. Водитель улыбается и понимающе смотрит на всех нас.

У остальных одна нога стоит на асфальте. Значит, сразу отстанут. Но не их лидер! Он стоит «встёгнутый», слева, чуть впереди и держится рукой за капот легковушки. Значит, желания наши совпадают! От этого перекрёстка до финиша метров четыреста…

Финиш!

Сверкнул зелёный, рванул лидер, я за ним, и сразу «на колесо»! Метров пятьдесят плотно держусь и вижу, что быстрей он уже не может. Поднимаюсь в стойку и резко ухожу вперёд, быстро приближаясь к широкому плавному повороту.

За полосатой лентой стоит много людей, кричащих, жестикулирующих и фотографирующих. Проигнорировав кратчайший путь по левой стороне дороги, вальяжно выхожу на большой радиус поворота. Не ожидавшим этого болельщикам и контролёру показалось, что я не знаю куда дальше ехать. Вижу их озабоченность и взмахи рук указывающих влево.

Но я уже принял нужный крен и через несколько секунд оказываюсь перед финишем. Здесь тоже встречают финиширующих, и тоже громко кричат.

Слышу слова комментатора стоящего на высоком помосте, наблюдающего и комментирующего нашу финишную мини-баталию от самого перекрёстка. Последнее его предложение в переводе прозвучало так: «В этой ситуации победили русские», на что встречающие и болельщики отреагировали громкими аплодисментами. Ну, о чём ещё можно мечтать на этом марафоне!?

Последние формальности и итоги

Въезжаю по деревянному пандусу через бордюр на аллею, ведущую на стадион Гимназии Прав Человека. Останавливаюсь и по плотной щебёнке иду пешком к входу на стадион. За мной идёт немец. Оборачиваюсь. Жмём друг другу руки.

А время идёт! Чиповый контроль ещё не пройден. Ускоряю шаг и быстро подхожу к линии финиша. Слышу последний, заключительный аккорд, прозвучавший в честь пересечения финишной черты моим микрочипом!

Контролёры внимательны. Смотрят дорожную карточку и указывают, куда с ней идти дальше. Смотрю на часы велокомпьютера показывающие время 13:30. Значит, уложился с запасом примерно в десять минут. Переключаю велокомпьютер на показания одометра и вижу общее пройденное расстояние 1298 километров. Да, 68 лишних километров намотал на этом марафоне. А это больше, чем только что пройденный последний этап!

Показания велокомпьютера после финиша
Показания велокомпьютера после финиша

Контролёр тоже увидел это число, недоумённо посмотрел на меня и, увидев, что я кивнул, с возгласом: «О!» покачал головой, взял меня на локоть и вопросительно-восклицательно произнёс: «Сэ рекорд?!» Пусть будет «рекорд», не без доли юмора, разумеется.

Захожу в спортзал. Мужчина и женщина, выполняющие заключительные финишные процедуры берут мою дорожную карточку, внимательно просматривают, и выдают заключение, что всё нормально. Поздравляют с финишем, выдают листок формата А5 с заголовком «BRAVO!» и несколькими абзацами текста проясняющего дальнейшие действия, с моим номером 5307, и внизу: «До свидания, увидимся в 2015 году…". Дают талончик, по которому можно что-то взять к обеду и показывают, где можно купить свои фотографии.

Отправляю СМС со словом «Финиш», тут же получаю «Поздравляю», и чуть позже: «Ты хоть уложился?» Отвечаю: " Чудом». Ей, наверное, было намного тяжелее ждать окончания всего этого, чем мне на последнем этапе сопоставлять оставшееся время и километраж.

Подхожу в стойке фирмы, которая, похоже, держит монополию на фотографирование марафонцев во время движения. Покупаю всё, что они обо мне отсняли. Фото во многом одинаковы и я бы пожелал фотографам, более творческого подхода к съёмке. Хотя бы ракурс разнообразить. На всех фото с прошлого марафона стояло расстояние в километрах от старта до места съёмки. А сейчас нет! Попробуй, угадай, где тебя сфотографировали?

Кафе и общение с нашими

Иду в открытое кафе, где организован обед для тех, кто финишировал. Народу много. Набираю всякой-разной еды и усаживаюсь за стол. Начинаю обедать и между делом отмечаю, что самочувствие моё очень хорошее, и даже весёлое. Только вот, частенько роняю из рук то одно, то другое. Нет, большой марафон ни для кого бесследно не проходит! Главное, что ничего во мне не повреждено и ничего не болит.

Увидев, что наши ребята, которые тоже недавно приехали, сидят за соседним столом, пересаживаюсь к ним. Слушаю, как все делятся впечатлениями, и делюсь своими. Я очень мало на марафоне общался с русскими, хоть здесь поговорим.

Каждый, так или иначе, касается своих проблем, которых не смог избежать на марафоне. Чаще всего о натирании мест находящихся в контакте с седлом. Далее, о забитости мышц, о недостатке сна. Меньше, о слабости, которая накатывала временами. Это потому, что она всегда отступала.

Те, кто видел моё седло, интересуются, как оно показало себя на марафоне? Показало, как и должно. На одну проблему было меньше.

Несмотря на всё пережитое за последние трое с лишним суток, а порой и не самое приятное, число «2015» в большинстве голов уже стоит чётким ориентиром.

Мне же, в тот замечательный год исполнится 66 лет. Частенько, с разных сторон слышу недоумение и даже испытываю прессинг, типа «пора завязывать». Если в российской команде я, кажется, третий по возрасту, то всего участников этого марафона, кому за шестьдесят, здесь довольно много. Если в этом году у меня получились личные рекорды прохождения двухсотки и четырёхсотки, то нет причины прислушиваться к «советчикам».

Вот, и Париж-Брест-Париж прошёл. Лучшие результаты были на двух предыдущих, менее рельефных российских марафонах-1200, но этот результат мне особенно дорог. Ведь я получил его в борьбе! В борьбе с собой!

Никуда не тороплюсь. Ещё раз прошёлся по спортзалу, пополнив количество марафонских сувениров.

Беру велосипед и иду к выходу. Контролёры тщательно сверяют номер, наклеенный на раму с тем, что написан на выданном мне листке при сдаче дорожной карточки. Ну, не укладывается в голове, что кто-то здесь может увести чужой велосипед! Потому и не может, что здесь такой контроль.

На входе перед Гимназией Прав Человека продают мороженное и блины. Почему бы и нет? Сегодня такой праздник! Между делом делюсь впечатлениями с подошедшей Наташей Недосекиной сопровождавшей всё это время волгоградских марафонцев.

Всё. Начинается следующий этап — дорога домой.

Август 2011 года

------------------------------------------------------------------------------

Осталось поставить лайк, написать комментарий, на который отвечу и подписаться на канал

Читать сначала

Или посмотреть интересное:

Список статей на канале "Путешествия на велосипеде"
Путешествия на велосипеде23 декабря 2020

До встречи на канале!