Найти тему

Покупка квартиры - какие документы нужны для безопасной сделки

Оглавление
https://parus-city.lviv.ua/uploads/images/blog/oformlennya-prava-vlasnosti.jpg
https://parus-city.lviv.ua/uploads/images/blog/oformlennya-prava-vlasnosti.jpg

Когда уже у покупателя с продавцом есть предварительная договоренность по сделке, и даже внесен задаток или аванс, то приходит очередь самого ответственного момента - сбор и проверка документов на покупаемую квартиру, включая и её владельца (ев).

Итак, какие документы участвуют в сделке при покупке квартиры.

Базовый (основной) пакет документов для сделки

Прежде чем приступить к рассмотрению того, какие именно документы используются в сделках с квартирами, следует уточнить, что есть необходимый или обязательный минимум (базовый пакет) бумаг, а также расширенный их перечень. В расширенном перечне могут фигурировать документы, связанные с конкретным отдельным случаем. Например, покупка квартиры у продавца, имеющего несовершеннолетних детей и проживающих (прописанных) с ним квартире.

В минимально необходимый список документов входят (подробно о каждом документе мы расскажем отдельно):

  • Выписка ЕГРН (до 2016 года Свидетельство о собственности) на объект недвижимости. Право подтверждающий документ удостоверяет, кто является собственником квартиры. Содержит данные о том, основных характеристиках объекта: адрес, этаж, метраж, основание, обременения и пр. удостоверяет, кто является собственником квартиры. Содержит данные о том, основных характеристиках объекта: адрес, этаж, метраж, основание, обременения и пр.
  • Правоустанавливающий документ - содержит сведения о том, на основании какого права гражданин является собственником квартиры. Это может быть дарственная свидетельство о принятии наследства, договор приватизации, ДКП (договор купли продажи).
  • Выписка из «Домовой книги» (данные о «прописанных» или зарегистрированных в квартире лицах), либо «Единый жилищный документ» (ЕЖД). Непосредственно в регистрации сделки этот документ не используется, но необходим для покупателя, чтобы удостовериться - кто в квартире прописан, куда выбыл.
  • документ, подтверждающий личность продавца. Обычно это общегражданский паспорт. Если продавец действует от имени (по его поручению) владельца, то представляется кроме паспорта доверенного лица еще и доверенность на совершение сделки по продаже квартиры.

Этот базовый пакет документов .

При покупке квартиры собственниками может быть многодетная семья, квартира в залоге по ипотеке и т.д. Да еще и сама личность продавца не совсем внушает доверия. В подобных случаях для того, чтобы сделка прошла не только государственную регистрацию, но и еще и была безопасной, то потребуется получить от продавца и проверить дополнительно еще массу информации .

Пакет документов необходимый для государственной регистрации сделки

К таким дополнительным документам, могущим потребоваться при государственной регистрации сделки купли продажи квартиры, в частности относятся:

  1. Письменное согласие супруга на продажу квартиры (заверяется нотариально). Кроме этого, согласие может быть выражено в таких документах, как брачный контракт или вступившее в законную силу решение суда о разделе общего имущества супругов после завершения бракоразводного процесса.
  2. Разрешение органов опеки. Необходимо при сделках с квартирой, где прямо или косвенно могут быть затронуты интересы несовершеннолетних детей.
  3. Согласие (в письменной форме) держателя залога на проведение сделки. Обычно используется, когда продается ипотечная квартира, держателем которой, как залога, является банк. В этом случае требуется разрешение банка.
  4. квитанция или иной платежный документ, подтверждающий оплату государственной пошлины, предусмотренной законом за услуги регистрации сделки купли - продажи недвижимого имущества.

Здесь следует отдельно отметить, что подача документом на госрегистрацию через МФЦ не гарантирует на 100%, что она будет выполнена успешно. Сотрудники МФЦ могут и не спросить нужный документ (будет приостановка). Поэтому лучше покупателю и продавцу хорошо знать, какие документы нужны для успешной регистрации сделки.

Также стоит обратить внимание ещё и на такой момент. Отсутствие какой - либо бумаги, документа при подаче заявления на госрегистрацию может привести не только к отмене, но даже оспариванию сделки третьими лицами, признанию её ничтожной. Поэтому задача покупателя - истребовать от продавца весь необходимый список документов с соответствующими реквизитами, подписями, печатями и пр.

Какие дополнительные документы могут потребоваться для безопасной сделки

Кроме базового и необходимого для государственной регистрации сделки покупки квартиры списка, есть перечень документов, которые могут прямо или косвенно повлиять на безопасность сделки в дальнейшем. В частности, это:

  • Расширенная (архивная) выписка из «Домовой Книги» - нужна для того, чтобы отследить историю квартиры, кто был прописан и куда выбыл.
  • Расширенная Выписка из ЕГРН (Выписка о переходе прав собственности)- поможет узнать, кто был собственником ранее, как квартира менял собственников
  • Сведения из открытых (публичных) государственных баз (ФСПП, Федресурс и пр. данных о наличии долгов собственника квартиры и/или о его банкротстве как физлица. Знание этого избавит покупателя от неприятностей при покупке квартиры такого должника.
  • Сведения из ПФР о том, был ли использован материнский капитал. Существуют определенный требования закона при покупке квартир за счет средств маткапитала или его части.
  • Запросить кредитную историю.
  • справки из ПНД, НД (психоневрологического диспансера) о том, что собственник квартиры является дееспособным, он не состоит на учете в подобных лечебных учреждениях
  • Справка об отсутствии задолженности и копия финансово лицевого счета
  • Технический паспорт или поэтажный план для того чтоб убедится что перепланировок не было (для ипотеки, оценочного альбома).

Несмотря на то, что список документов, который придется получить и проверить покупателю выглядит внушительным, не стоит отчаиваться.