Найти тему
Я здесь дома

За полчаса до весны или "Песняры" на минималках

Первый канал закончил показ сериала "За полчаса до весны" ещё на прошлой неделе, но я его досмотрел только сейчас. Такие шедевры надо смотреть с чувством, с толком, с расстановкой. Чтобы была возможность поставить на паузу, успокоиться, осмыслить увиденное. Растянуть удовольствие, как говорится.

Хотя сомневался, буду откровенен. Боялся, что снимут по шаблону, который используется для всех сериалов. Там ведь как: у главного героя тяжёлое детство, нищета, отсутствие перспектив, но благодаря таланту ему удаётся подняться на самый верх в своей профессии, стать знаменитым и богатым. Однако, завистники и враги не дремлют, пытаются оболгать, подставить. И в результате отправляют героя в тюрьму или психушку, отняв у него всё. Много секса, алкоголя, наркотиков. Драки, поножовщина, стрельба, куда же без этого. Но в конце справедливость восторжествует, конечно. Хорошие люди победят плохих, обнимутся и будут петь и танцевать.
Такой сюжет можно увидеть как в сериалах про бандитов и ментов, так и про спортсменов, актёров, врачей, учителей и животных. Чего выдумывать, если можно по лекалам.

Здесь же получилась интересная оригинальная история с хорошими, незамыленными актёрами. Что ещё надо зрителю?!
Нет, начинают докапываться. Столько негатива вылили на создателей, что прямо ужас-ужас, а не кино. Да, соглашусь, показали не всю историю ансамбля "Песняры" в целом и Владимира Мулявина (Артём Волобуев) в частности, но может так и было задумано? Между прочим, консультантами сериала выступили Марина Мулявина - дочь основателя коллектива и Владислав Мисевич - участник ансамбля с первого дня существования. Они же люди в теме, их имена стоят в титрах - значит одобрили.
Да и кому какое дело, как там было на самом деле, кто в это вникает. Включил вечером телек, сиди, смотри и не кашляй. Тоже ведь правильно.

-2

Из ругающих сериал очень много претензий к Первому каналу. Типа опять сняли шнягу. Не собираюсь выступать адвокатом канала, но в данном случае они тут не при чём. Для это достаточно прочитать титры в конце фильма, там всё написано.

-3

Кстати, а вы читаете, что пишут белым на чёрном в конце каждой серии? Нет? Тогда какое имеете право критиковать произведение, если даже не знаете кто администратор по питанию, бухгалтера, водители, сотрудники отдела складского учёта?! Может сначала подучить матчасть?
Я, например, всегда читаю и поэтому с чистой совестью пишу рецензии.

Итак, давайте начнём.
В сериале чередуются три временных отрезка: 50-е, 60-е и 70-е годы. То есть, сюжет не поэтапно развивается, а периодически идёт хаотичный отсыл назад. Такой замысел. Чей, не знаю, потому что режиссёров у фильма три, по количеству этих самых временных отрезков.
Интересное решение. Я бы такое попробовал в футболе. У них в каждой команде есть тренер вратарей, но он всё же подчиняется главному тренеру. Можно это изменить и поставить четырёх независимых друг от друга тренеров: вратарей, защитников, полузащитников и нападающих. И посмотреть на результат. Возможно, унылая прежде игра расцветёт новыми красками на радость болельщикам.

Авторов сценария гораздо больше, чем режиссёров - от пяти до девяти. Я, честно говоря, запутался, некоторые совмещают две должности, а другие значатся ещё и как авторы идеи. Дают себе идею, по ней пишут сценарий и затем снимают кино, как режиссёры. Наверное так.

Что бросилось в глаза из детства Владимира Мулявина в Свердловске.
Отец ушёл из семьи и оставил мать с двумя детьми в тяжёлое послевоенное время. Всё так. Только детей было трое: Володя, старший брат Валера и младшая сестра Наташа. Получилось, что в фильме куда-то подевалась Наташа. Но, консультант Марина Мулявина лучше знает, была у ней тётя или нет.

Дальше придираться не буду.
Взросление Володи, учёба, отчисление за увлечение джазом, влюбился, помчался за ней Томск, снова учёба, женился, совместные гастроли,, рождение дочки, осели в Минске, служба в армии, где встретил будущих коллег по "Песнярам" - нормально всё это смотрится. Только я скомпоновал эпизоды, они разнесены по сериалу. Иду естественным путём, по годам вперёд, чтобы вас не запутать.

А вот потом начинается самое интересное.
Первый секретарь ЦК Компартии Белорусской ССР, легендарный Пётр Миронович Машеров (Анатолий Лобоцкий), командир партизанского отряда, Герой Советского Союза и большой поклонник "Песняров", отправляет их на Фестиваль молодёжи и студентов в Берлин.

-4

Хотя министр культуры БССР (Андрей Карако) против. Он и в дальнейшем будет строить козни ансамблю.

-5

В Берлине "Песняры" в кино посмотрели рок-оперу "Иисус Христос - суперзвезда" и Мулявин загорелся идеей сделать подобное у нас. Сериал рассказывает именно об этом. Как Владимир Мулявин шёл к мечте всей своей жизни, какие сложности ему пришлось преодолеть на этом пути, через что переступить.
Верное решение создателей фильма, я считаю. Ведь если провести опрос, где нужно назвать песни, с которыми ассоциируется ансамбль "Песняры", 99% назовут оперу-притчу "Песня о доле". Это вершина их творчества, на чём и сделан акцент в сериале.

Там же в Берлине Мулявин обратился к Машерову за разрешением на советскую рок-оперу, но получил категорический отказ. Однако, товарищам своим сказал, что первый дал добро. То есть, нагло обманул коллектив. Практически подставил под нехорошие последствия, ведь они приходили репетировать запрещённый материал.

Для рок-оперы требовалась исполнительница женской партии и "Песняры" объявили о наборе в ансамбль через прослушивание. И тут возбудилась жена Мулявина, она тоже с ними пела одно время. И даже сама пришла на прослушивания, устроив скандал. "Ты себе новую бабу ищешь" - так прямо ему и сказала.
Лидию Кармальскую (Анна Банщикова) можно понять. Чем занимаются известные музыканты на гастролях в свободное от концертов время? Ходят по музеям и осматривают другие достопримечательности в городах и сёлах нашей необъятной страны. Или сидят в гостинице, читают книжки, разгадывают кроссворды, играют в шахматы. А тут с ними будет женщина. Непотребство какое! Есть повод заволноваться.

-6

В общем, дело застопорилось. Нет нужного женского голоса.
И вдруг в ресторане Мулявин услышал местную певицу и прямо обалдел - то, что надо. Он её на репетицию пригласил, а она не пришла. Вместо неё муж заявился и сказал, что запрещает жене петь у них. Ревнивый очень. Что она по вечерам в кабаке для пьяной публики поёт, тут повода для ревности нет, а у "Песняров" ни в коем случае.
Пришлось домой к ней идти, пока муж на работе и снова приглашать. Пришла, но муж не сдавался. Три тысячи рублей Мулявину предлагал, чтобы не забирал жену. А потом так разнервничался, что дал супруге в морду. Представляете, какие страсти.
В итоге на вечерней индивидуальной репетиции Елена Елисеева или просто Аля (Анастасия Ильинская) сказала Мулявину, что он гений и ради него она на всё согласна. "Я вся ваша" - заявила новенькая солистка.

-7

Владимир не совсем понял к чему Аля клонит и ответил, что ему надо сосредоточиться. Выпил водички и сел за рояль. А когда Елена села рядом и начала снимать трусы, до Мулявина наконец дошло, чего от него хотят.

-8

Тут должна была состояться совместная партия на рояле, но в самый неподходящий момент пришла Лида. Жена ничего не стала говорить. У неё на лице всё было написано: никогда такого не было и вот опять.

-9

Но это только продолжение семейной драмы, начавшейся с прослушивания претенденток на роль вокалистки. Финал ждал телезрителей впереди.
Дома Владимир объяснил супруге, что это была случайность, Аля для него ничего не значит и он влюбился исключительно в её голос, а без него "Доле" не быть. А потом, по совету друзей, с гастролей привёз Лиде шубу, чтобы окончательно замять инцидент. И вроде как сработало.
Тем временем, Елена Елисеева не оставляла надежд отдаться Мулявину любой ценой и придумала новую комбинацию. Позвонила ему ночью, сказала, что пришёл муж и сейчас её убьёт. Владимир подорвался, прилетел к ней и попался в сети. Теперь уже окончательно и бесповоротно.
А когда под утро вернулся домой, в прихожей его ждали собранные чемоданы и гитара.
"Убирайся вон!" - кричала Кармальская, а дочка (та самая Марина-консультант) просила папу не уходить.
Знаете, когда всенародно любимый музыкант уходил с видом побитой собаки, я рыдал и хватался за сердце. Мощная сцена, на разрыв.

-10
-11

Здесь сразу возникает вопрос: куда или к кому ушёл Мулявин?
По сериалу выходит, что к этой самой Але.

На связи консультант фильма Владислав Мисевич:

А как они вывернули историю с певицей Людмилой Исуповой, которую в фильме назвали Еленой Елисеевой и представили музой Мулявина! Она же была пьянтос. Сплошной неадекват. Напридумывала, что Муля ее дрючил и обещал жениться.
На самом деле ни хрена такого не было! Ее пилили все, кроме Мули. Даже ваш покорный слуга.
Когда эту чувиху выгнали из "Песняров", мы познакомили ее с Лариской Долиной. И она долго жила у Лариски дома. Долина еле от нее избавилась. Вот какая в реальности была эта муза!


В реальности Владимир Мулявин женился на другой женщине, в браке с которой родилась дочка Ольга.
Затем будет третья жена и сын Валерий.
В сериале об этом ни слова. И ладно бы, как я написал вначале. Показали то, что сочли нужным. Но!
Когда он уходил с вещами от Лидии Кармальской, у них только родился сын Володя. Я допускаю, что консультант Марина Мулявина не знала о существовании родной тёти в Свердловске, всё может быть. Где Минск, а где Свердловск. Но про родного брата в Минске она же должна была помнить, правда же?! Тем более, что жили в одной квартире, когда папа ушёл: мама, она и брат. Дело ваше, конечно, как рассказывать о своей семье, просто для обывателя это выглядит очень странно.

Ещё несколько эпизодов, заслуживающих внимания.
Мулявин постоянно жаловался, что инструменты у них "дрова", на которых играть невозможно. Говно, одним словом. А министр культуры предлагал не кривляться и работать с тем, что дают
Тогда музыканты решили скинуться и купить нормальную импортную гитару. Обратились к спекулянтам, но те обещали не раньше, чем через полгода, когда моряки из рейса вернутся.
И тут пришла шальная идея приобрести инструмент у гитариста знаменитого испанского певца Рафаэля, как раз приехавшего в Союз на гастроли.

-12

История имела место быть в действительности, но в сериале она показана совершенно в другом контексте.
После концерта Рафаэля в Минске "Песняры" пришли на банкет в ресторан. Познакомились, выпили, туда-сюда и подъехали к гитаристу. Тот сначала в отказ пошёл, но когда Мулявин сыграл на его гитаре, поплыл и согласился продать инструмент за пять тысяч советских рублей. А они собрали две. Неловкая ситуации. Однако, лидер ансамбля заявил, что у нас денег до жопы и можем себе позволить.
И побежали искать того, кто может дать в долг недостающие три тысячи.
Администратор "Песняров" предложил своего знакомого, который обслуживал автоматы с газированной водой и был подпольным миллионером.

-13

Тот сказал, что артистам в долг не даёт, но если отработают на дне рождения его брата, то заплатит всю сумму. И "Песняры" отыграли корпоратив, хотя до этого кричали, что они не лабухи и на такое никогда не согласятся.
После выступления газировщик повёл музыкантов в подвал, чтобы расплатиться и достал из банки с огурцами тысячу рублей.

-14

А ещё две тысячи дал в мешках монетами по одной и три копейки.
С адресом тётеньки, которая поменяет мелочь на бумажки.
Хотите верьте, а хотите - нет.

В сериале вспоминают, надо отдать должное, и менее известные и значимые произведения ансамбля. "Вологду", например.
Знаете, где родилась это песня? Ни за что не догадаетесь - в ментовке.
Песня у "Песняров" не получалась, чего-то не хватало. И вдруг осенило, баян нужен. А такого инструмента у ансамбля нет. Ночь на дворе, где взять? Решили выкрасть из филармонии, но всех повязали. Сидят они в милиции и Мулявин объясняет сотрудникам, что на кону честь республики, мы должны быть в Москве, в Колонном зале Дома Союзов, а сейчас мы где?
Из клетки пошли варианты: в Караганде, в Вологде где где.
"Гениально!" - кричит Владимир и передаёт украденный баян арестантам.
Так состоялось первое исполнение этой песни.

-15

После триумфа "Вологды" в Москве, Машеров разрешил-таки рок-оперу Мулявину, но только без излишеств и слова "рок".
Но Владимир и здесь решил переть рогом, как баран.
Дело в том, что на гастролях в Ялте при невыясненных обстоятельствах погиб его старший брат Валера, а на похоронах в Минске забыли заказать крест. На кладбище Мулявин поклялся, что поставит крест брату.
И эту клятву он перенёс в свою рок-оперу. По замыслу, в конце произведения на сцене поднимается пятисоткилограммовый крест, уже изготовленный, кстати.
Это ту мач или перебор, на такое даже его товарищи не хотят соглашаться. И худсовет накануне премьеры предупредил: или без креста, или оперы не будет.

Владимир же хочет пойти до конца. До принудительного лечения в психиатрической больнице, по всей видимости.
Выручает его Лида Кармальская, к которой он зачастил, когда стало невмоготу. Показала решение проблемы.
А вот Аля наоборот, заявила, что на эшафот идти с ним не подписывалась и побежала к министру культуры, с ним она уже начала мутить, сообщить о кресте, который всё равно поднимет Мулявин. Прошмандовка, исполняющая Арию вдовы - это тоже прекрасно, хочу заметить.
Министр культуры среагировал мгновенно, пригласил московских журналистов и рассказал им о готовящейся провокации, чтобы всё задокументировали. "Мулявина завербовали западные спецслужбы, когда он был в Берлине" - тут и до высшей меры недалеко.

Как же вышли из положения "Песняры", чтобы никто не сел и опера-притча состоялась? Але ничего говорить не стали, во время её партии просто поиграли со светом, получив желанный крест.

-16

Успех "Доли" был невероятный. Люди в зале плакали и крестились. Машеров показал Мулявину большой палец вверх, мол делай теперь, что хочешь, наверху заранее одобрили.
Министр культуры изменившимся лицом побежал куда-то из зала, возможно к пруду.

Владимир Мулявин вышел из здания минской филармонии. Один. Только гитара с ним, самый надёжный и верный спутник. Он только что завершил дело всей своей жизни.
На лавочке его ждали мама и старший брат. Валера сказал: "Пойдём". На что Володя ответил: "Иди. Я ещё немного задержусь".
И пошёл. Теперь он точно знал куда и зачем ему идти.

-17

Вижу тут заход на второй сезон. Ведь многое не рассказано, а сколько можно придумать?!

Готов написать сценарий, кстати.
Только вторую жену Мулявина должна играть Ходченкова, а третью - Пересильд. И тогда "Песня о доле" заиграет совершенно другими красками.

Подписывайтесь. Продолжение следует.