Фильм «А зори здесь тихие» был снят в 1972 году, сразу стал любим зрителями. Появившаяся в 2015 году картина с таким же названием не привлекла особого внимания. И артисты талантливые, и сюжет соответствует книге Б.Васильева. Но нет душевности, искренности, эмоциональности фильма С.Ростоцкого.
Война – часть судьбы нескольких поколений
В семидесятые годы снималось немало фильмов о войне, причем не только о масштабных сражениях, но и частные истории. Бой местного значения в Карелии в 1942 году и гибель пяти девушек – именно о судьбах рядовых солдат войны.
Достоверность, потрясающая искренность – это те мотивы, которые делают картину уникальной, ее хочется смотреть снова и снова. И все время надеяться – а вдруг спасутся…
Достичь такой зрительской любви получилось по нескольким причинам. В начале 70-ых годов воспоминания о войне были еще очень свежи. Значительная часть участников съемочной группы воевали. В том числе режиссер Станислав Ростоцкий.
Его призвали в действующую армию в феврале 1942 года. Сражался рядовым под Смоленском, Вязьмой. В стрелковом батальоне прошел Украину, зимой 1944 года получил тяжелое ранение, он потерял ногу.
Позднее Станислав Иосифович вспоминал, что жизнь ему спасла медсестра, несколько километров тащившая его, раненого, с поля боя. Именно в память о ней, о других женщинах – участницах войны, он решил снимать картину по книге Б.Васильева.
Но почему так достоверно, органично сыграли совсем еще юные артистки? Ведь для большинства из них съемки в «А зори здесь тихие» - премьерные, они еще учились в театральных училищах. Девчонки родились сразу после войны, воспоминания о битвах для них были не отдаленной историей, а частью их родословной, рядом жили еще молодые ветераны. Эта атмосфера близости и понимания грозных событий, душевных переживаний позволили так, не просто блестяще, а органично сыграть разные судьбы, погрузиться в образы.
В экранизации С.Ростоцкого нет лакировки и приукрашивания. Есть трагедии, когда оборвались нити жизни. Девчонки гибнут одна за другой, хоть старшина Васков и пытается их спасти. Только у Риты Осяниной остался сын, её семейное древо продолжилось.
Безупречный актерский ансамбль
Фильм снимался в реальных, непростых условиях Карелии, в холодных болотах.
Ставшие звездами после выхода картины молодые актрисы вспоминали, как, добиваясь правдоподобности, им в вещмешки укладывали кирпичи – чтобы передвижение не выглядело легким. Сцену гибели в болоте Лизы Бричкиной снимали долго, было сделано 12 дублей. Надо было «тонуть» и не выныривать, пока не исчезнут круги на болотной жиже.
Но и себя режиссер не жалел, сочувствовал юным артисткам, вместе с ними по много километров проходил по болоту. Лишь позднее все узнали, что у С.Ростоцкого ампутирована нога, он передвигается на протезе. Узнали случайно, когда перед съемками пришлось вызвать скорую помощь, чтобы сделать обезболивающий укол режиссеру.
Благодаря таланту и мастерству С.Ростоцкого удалось создать два пласта реальности: суровый военный и прошлое, где цвет передает счастье и одновременно трагедию каждой девушки.
Безупречный подбор актеров – еще одно достоинство фильма. Сейчас сложно представить другого актера в роли Федота Васкова – только Андрей Мартынов. А ведь в кастинге участвовал Георгий Юматов, шли переговоры с Вячеславом Тихоновым.
Не приглашать на роль молоденьких зенитчиц известных актрис – тоже правильное решение. Выбирали исполнительниц долго, иногда сомневались. Так кандидатура Елены Драпеко (Лиза Бричкина) была сначала отвергнута. Да и Ирина Шевчук (Рита Осянина) поначалу не понравилась режиссеру, он едва ли не выгнал ее с кастинга. Но в итоге сложился идеальный ансамбль.
Необходимость пикантных сцен
Много обсуждалась сцена, когда девушки моются в бане. Для начала семидесятых годов она была очень пикантной. Скромные и юные артистки отказывались сниматься. Да и вообще было непонятно – зачем раздеваться перед камерой в военном фильме.
С.Ростоцкий терпеливо объяснял свою концепцию, которую в картине озвучил старшина Васков после гибели Сони Гурвич: девушка погибла, у нее не родятся дети, род прервался.
Режиссер видел необходимость показать удивительную красоту юных обнаженных женских тел, чтобы еще страшнее почувствовать весь ужас войны, которая убивает такую совершенную красоту.
Сейчас никого не удивишь откровенными сценами в кино, многие актрисы спокойно относятся к ним. А в 1972 году, для совсем молоденьких девчонок, это было настоящим шоком. Впервые они потребовали, чтобы снимались дублерши. Но Ростоцкому удалось убедить актрис.
Сцену снимали предельно деликатно. Репетировали эпизод в купальниках. На площадке были только женщины, за исключением режиссера и оператора. Была натянута пленка, закрывающая все пространство, в пленке проделали отверстия для камеры и режиссера. И необходимый эффект был достигнут.
Но лучик надежды остался. В начале и финале картины зрители видят постаревшего Васькова и офицера, сына Риты. Памятная доска, которую они устанавливают на месте гибели девушек – это частица генеалогического древа, часть семейной истории. Она связывает тех, кто не вернулся с войны, с будущим.