Дамиан Сифрон привил триллеру ростки черной комедии, как опытный мичуринец.
Давно не было классного триллера. А тут знакомое блюдо под новым соусом. Временами это дико смешной триллер.
Сифрона называют аргентинским самородком. Черная комедия «Дикие истории» принесла режиссеру мировую славу в 2014 году. Победила в премиях BAFTA, «Гойя», номинировалась на «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм», а также номинировалась на «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале. Потом что-то не заладилось с новой работой в Голливуде.
Аргентинский режиссер не снимал кино очень долго, почти 10 лет. Вероятно, автор хита боялся сравнения со своим прошлым успехом. Обычная осторожность ярких дебютантов, вкусивших славы быстро, сполна, и даже с перебором.
Второй фильм Дамиана Сифрона «Мизатроп» кинокритики обругали вторичным, что ожидаемо. С другой стороны, когда снимаешь триллер, важно следовать канонам, иначе опять же обругают. Замкнутый круг. Сифрон изящно цитирует лучшие образцы жанра: «Молчание ягнят», «Зодиак», «Темный рыцарь», «Власть страха».
Сюжет такой. Сразу после теракта главный следователь ФБР Ламмарк (Бен Мендельсон) быстро замечает потенциал в молодой полицейской Элеанор Фалько (Шейлин Вудли) и берет в напарники. Девушка должна помочь ему составить портрет убийцы-психопата, ведь сама немного ку-ку.
Кажется, что самобытность аргентинского режиссера сложно сочетается с рамками жанра. Поклонники Сифрона (я обожаю его «Дикие истории») знают его неповторимый юмор. В этой мрачной истории про психопата-снайпера и массовые убийства иногда становится дико смешно. Что сильно противоречит канонам жанра. Однако удивляет и обостряет чувства.
Снайпер взорвал квартиру, из которой расстреливал людей, но унитаз (чудо сантехники!) уцелел.
Злодей прокололся на какашках.
Эксперты выявили дефицит железа, значит, злодей вегетарианец. (Что трогательно.)
В чем приходится копаться полицейским и следователям – тоже понятно.
Злодей работал раньше на скотобойне, и теперь – такой чувствительный – не может есть еду из живых существ.
Снайпер-злодей оказался говорливым треплом-философом, обличающим прогнивший строй. (Лучше бы оказался глухонемым.)
Но если говорить о других художественных достоинствах фильма, то это прежде всего героиня и исполнительница главной роли.
Режиссер отлично поработал над образом героини. Здесь Элеанор – матрешка. Сначала – скромная девочка из соседнего двора, потом открывается другая сущность. Шаблон одиночества: безликая квартира-логово с пресловутым котом-сигналом, вроде как «с ней никто жить не хочет, да и она не сахар». Дальше матрешки позавлекательнее. Карьерный скачок и она, скромный полицейский – в команде аналитиков ФБР. Смотрится очень органично. Умная, проницательная. Даже модель очков выбрана со снайперской точностью: просто, дорого, со вкусом. Потом приоткрылось ее темное прошлое, чуть, чуть. Мы одним глазком заглянули в пропасть. Режиссер (он же сценарист) не хочет все разжевывать. Пусть зрители помучаются. Да, попытки суицида, наркотики, деструктивное поведение, аутоагрессия (то есть стремление разрушить себя, а не подлый мир вокруг).
В финале – ее фантастический взлет в карьере. Сильные мира сего предлагают ей должность аналитика ФБР. Даже стыдливо извиняются и принимают все ее условия. Вы не поверите! «Скромная девочка из соседнего двора» прогнула хозяев этого мира.
И хотя слоган фильма адресован массовому зрителю с попкорном («Чтобы поймать убийцу, нужно проникнуть в его разум»), продвинутая аудитория считывает другое послание: «Вот что делает с человеком работа, для которой он был рожден». Вроде как: открой свой истинный талант и станешь царем горы. Немного наивно, но по сути верно.
За всеми этими превращениями интересно следить. Героиня ловит снайпера-террориста, пытаясь предвосхитить его следующий шаг. Сильно воздействуют кадры, где она ужасается невероятной жестокости своего антагониста. Ее тонкое нервное лицо передает это глубокое страдание от жестокости мира.
К вопросу о том, что в фильме есть недомолвки. Зрители жалуются, что их недокормили информацией, то есть обманули ожидания. По ощущениям, есть немного. Сознательный ход. Например, создатели фильма не стали развивать визуальный образ дерева без корней и плодов. Это картинка из хитрого психологического теста, который героиня проходила, поступая в школу полиции. Она описана словесно, но не показана воочию. (Картинка выявила деструктивную личность, негодную к такой работе, и ее не приняли. Девушка годилась в аналитики, а стала патрульным.)
Хотя было бы логично выстроить на этом шикарную метафору: корявое дерево – искореженная женская судьба. Вроде бы само собой просится. Но это вопрос вкуса. Просто подкинули образ в подсознание. Приходится домысливать, дофантазировать.
Обозначена проблема унификации личности, когда всех загоняют в один шаблон и не могут разглядеть потенциал. Вся история нашпигована острыми социальными проблемами. Прямо не триллер, а социалка. К вопросу о смешении жанров.
Создатели фильма выстраивают визуальную картину близкого Апокалипсиса. И нам предлагают разглядеть каждый ее паззл. Ужасы не смакуют, скорее холодно демонстрируют. Видно почерк режиссера с хорошим вкусом.
Музыка Картера Бёруэлла делает просмотр фильма убийственно-восхитительным, а картинку тревожной и глубокой. Советую выбрать кинозал с хорошей акустикой.
Не хочется шутить про снайперскую точность операторских ракурсов.
Хотя, почему бы и нет?..