Найти тему
Спорт РИА Новости

Звездные фигуристки создают однополую пару. Что происходит?

   Габриэла Пападакис© РИА Новости / Владимир Песня
Габриэла Пападакис© РИА Новости / Владимир Песня

Анастасия Панина

Олимпийская чемпионка в танцах на льду Габриэла Пападакис и бронзовый призер Олимпиады Мэдисон Хаббелл готовят совместный номер в пользу однополых пар на льду. Танец они планируют показать в социальных сетях. По замыслу фигуристок, это должно оказать влияние на Международный союз конькобежцев (ISU), чтобы вопрос о допуске однополых пар на соревнования внесли в повестку следующего конгресса ISU. РИА Новости Спорт разбирается, какие это может иметь последствия.

Габриэла Пападакис и Мэдисон Хаббелл — взрослые люди и абсолютно состоявшиеся в спорте личности. Одна после золота, а другая — после бронзы Олимпиады, украсивших и без того роскошные коллекции наград, как минимум на сезон взяли паузу от соревнований.

   Габриэла Пападакис и Мэдисон Хаббелл (слева на первом плане)© AFP 2023 / PASCAL GUYOT
Габриэла Пападакис и Мэдисон Хаббелл (слева на первом плане)© AFP 2023 / PASCAL GUYOT

Обе и раньше проявляли себя как смелые женщины, не боящиеся ни всенародной любви, ни массового презрения. Почувствовав, что способны изменить мир к лучшему, по их представлению, Габриэла и Мэдисон бросились вносить лепту в новый облик "фигурки".

После того как в декабре 2022 года канадская федерация фигурного катания официально изменила определение термина "дуэт" с мужчины и женщины на двух фигуристов, следующие новшества стали лишь вопросом времени. Очевидно, что это была концептуальная поправка на будущее — дальний зеленый свет для спортсменов, которые по каким-то причинам затрудняются определиться со своим гендером, а также нормализация ситуаций, когда в роли "фигуриста 1" и "фигуриста 2" могут выступать два мужчины или две женщины. Или трансгендеры. Или кто-нибудь еще.

Привычный нам формат парного катания и танцев на льду существует больше ста лет — все это время пары состояли из мужчины и женщины. От первых традиционно ждут, что он будет сильным и выносливым. Он выполняет ведущую роль и ассистирует партнерше в разных элементах. Поднимает в поддержки, выбрасывает в подкрутку, держит позицию в дорожке шагов.

Женщина традиционно слабее, ведома, отвечает за эстетику и в каких-то моментах в руках партнера больше похожа на игрушку, которую он крутит, бросает и ловит, чем на отдельную спортивную единицу (спойлер: разумеется, это не так — роль партнерши в парных элементах очень велика, если даже со стороны так не кажется).

В остальном тоже все по классике. Тема подавляющего большинства постановок — любовная линия между мужчиной и женщиной, что еще сильнее усиливает контраст между партнерами.

При этом нельзя сказать, чтобы никогда в истории не было отклонений от всеобщей нормотипичности. Иногда в пару становятся родные брат и сестра — соответственно, их хореография уходит от любовной лирики в сторону новых смыслов. Иногда партнерши берут на себя больше, чем принято — олимпийская чемпионка Марина Анисина поднимала в низкой поддержке партнера Гвендаля Пейзера. То же самое проделывали итальянские танцоры Федерика Файелла и Массимо Скали.

Французы Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон весь свой спортивный триумф построили на том, что можно назвать "надлюбовью" или "недолюбовью", кому как больше нравится. В их постановках почти никогда не было существенной разницы в пластических проявлениях мужчины и женщины. Они были как лунный свет, как льющаяся вода, как плавящийся воск, а это все довольно бесполые категории.

В рамках шоу часто можно увидеть натурально однополые пары, объединившиеся специально для нового номера. Ледовые акробаты почти всегда являют собой союз двух мужчин с сильнейшим доверием друг к другу — попробуйте иначе спрыгнуть в сальто с чужих плеч прямиком на лед. Или рискните пустить на свои плечи какого-то 70-килограммового мужика в коньках.

В общем, если не демонизировать идею однополых пар как таковую, это запросто можно считать формой искусства, ярким зрелищем и просто свежим ветерком в душном зале славы ортодоксального фигурного катания.

Есть один нюанс — Габриэла Пападакис и Мэдисон Хаббелл, затеявшие совместный танцевальный номер, вряд ли имеют в виду интересы акробатов, сильных женщин, готовых тягать своих партнеров. Можно предположить, что идея возникла в их головах не просто так — в Канаде, где тренируются фигуристки, в их окружении довольно много спортсменов альтернативной сексуальной ориентации и небинарных персон. Вероятно, общение с друзьями натолкнуло Габриэлу и Мэдисон на логичную мысль, что однополые пары тоже должны быть представлены на льду.

Все дальнейшие рассуждения о том, нормально это или паранормально, закономерно или шокирующе, зависят от индивидуальной степени радикальности и готовности принимать то, что ново и непривычно. Найдутся люди, которые сочтут эту акцию благородной и полезной, а возможное появление однополых пар — логичным витком эпохи. Другие посчитают все вышеперечисленное чудовищной гримасой новой этики и морали и будут всячески желать, чтобы все оставалось как есть.

Но откровенно говоря, пока нет никаких серьезных предпосылок, чтобы это необычное будущее стало реальностью в обозримой перспективе. Если даже оставить за скобками финансовую сторону вопроса — новая дисциплина в разы увеличит расходы организаторов на проведение соревнований, — мир пока не выглядит готовым к широкому распространению однополых дуэтов. В массовом порядке это может быть интересно разве что в Канаде и США. Безусловно, их лобби довольно сильное, но все же не главное и тем более не единственное в ISU. Япония, Россия, Китай и даже Европа вряд ли поддержат нововведение, пусть оно и действительно дойдет до повестки конгресса.