Найти тему
ИНТЕРСЕТ

Суздаль. Знакомство с городом. Свято-Покровский женский монастырь (великая княгиня Соломония и царица Евдокия Федоровна)

"Покровский девичий монастырь в городе Суздале находится в конце города на месте почти совершенно пустынном близ речки Каменки. Верхушка соборного монастырского храма едва равняется с подошвой Спасо-Ефимовского мужского монастыря. Монастырь расположен неправильною фигурой, обнесен не высокою каменною стенкою с 9-э небольшими башнями; из стены виднеются кельи, над ними поднимается не пяти, а трехглавый (что случается редко) собор старинной архитектуры. На северной стороне во вдавшемся углу монастырской ограды, обращенной к горе, небольшая, но тенистая роща деревьев, высоко и широко раскинувших свои ветки...
В роще находится Царицын пруд; вправо от монастыря деревня Сельцо, за речкой другая - Коровино, влево городской посад - место, как видно совершенно глухое, так что царица Евдокия Федоровна во время заточения своего в Покровской обители, прогуливалась у своего пруда...
Покровский девичий монастырь, конец XIX в.
Покровский девичий монастырь, конец XIX в.

Такими словами начиналась фундаментальная (по меркам того времени) работа И. Токмакова "Историческое и археологическое описание Покровского девичьего монастыря в городе Суздале...", изданная в 1889 г.

Шли годы... В Суздале за это время многое изменилось (что-то в лучшую сторону, что-то, наоборот...): место монастыря уже не является "глухим" (это уже фактически центральная часть города); деревня Коровино (Коровники) "преобразовалась" в одну из улиц города; территорию суздальского кремля оградили железным забором и теперь за вход на его территорию взимают плату... Однако, Покровский девичий монастырь (Свято-Покровский Суздальский женский монастырь), основанный в далеком 1364 г. Суздальско-Нижегородским князем Андреем Константиновичем и сегодня выглядит вполне достойно, чем и привлекает к себе внимание не только верующих, но и любителей старины, и истории (а она у обители весьма интересная и многогранная).

Свято-Покровский Суздальский женский монастырь, наше время.
Свято-Покровский Суздальский женский монастырь, наше время.

Поводом для основания обители было "чудное избавление от погибели суздальского князя Андрея Константиновича во время плавания по Волге", после чего в Суздале и была построена деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы ставшая "прародительницей" монастыря. В 1509 г. монастырь посетил Великий князь Василий Иванович (Василий III),

Великий князь Василий Иванович (Василий III)
Великий князь Василий Иванович (Василий III)

который сначала не поскупился на дорогие подношения, а потом и вовсе приступил к грандиозному каменному строительству на данной территории: в 1515 г. в обители появляются надвратная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (потом неоднократно перестраивалась)

и церковь-колокольня Происхождения Честных Древ Креста Господня.

В 1518 г. завершается строительство и главного монастырского храма - собора в честь Покрова Богоматери,

который сначала деревянным, а потом и каменным переходом соединили

-7

с храмом-колокольней.

-8

Великому князю (Василию III) монастырь настолько понравился, что он выбрал его местом заточения своей бесплодной супруги - Соломонии Юрьевны Сабуровой (которую в свое время выбрал из полторы тысячи дочерей именитейших сановников и с которой прожил "мирно и счастливо" 21 год).

Информация из Лицевого летописного свода
Информация из Лицевого летописного свода

Отсутствие детей в браке с Соломонией очень тяготило великого князя - ему нужен был наследник, но развод в то время считался практически невозможным исходя из церковных канонов - в этом случае супруг, по церковному уставу, сам должен был отказаться от "света". Поскольку в планы Василия Ивановича это не входило, то князю (с помощью бояр и своей безграничной власти) удалось "убедить" церковных иерархов сделать ему исключение (несогласные были лишены своих санов и сосланы с глаз долой). А дальше было следующее:

-10

В итоге новопостриженную инокиню Софию 20 ноября 1526 г. отправили в Суздальский Покровский девичий монастырь... Ну а Василий III тем временем женился на дочери литовского князя Елене Глинской и вскоре на свет появился Иван Грозный.

-11
"Семнадцать лет мирно и покойно прожила в монастыре Соломония - женщина своего века, она была религиозна, строго исполняла всю тяготу неволею принятого обета, едва ли не с подвижническою целью вырыла своими руками колодец, который до сих пор можно видеть на месте ее заточения... (16 декабря 1542 г. Соломония скончалась в монастыре, пережив своего бывшего мужа на 9 лет)"
-12

Надо заметить, что со ссылкой великой княгини Соломонии для Покровской обители наступили благоприятные времена: поскольку ее бывший супруг не забывал про нее - осыпал монастырь многочисленными вкладами и дарами, то и его подчиненные (знатные вельможи) делали тоже самое. Кроме этого

"многие из аристократок Суздальки постригались в монахини, жертвуя в монастырь имения, родственники их дарили обитель и т.п."

После смерти Соломонии (Софии) на ее гробнице начали случаться

"чудесные исцеления, рассказы о которых быстро облетали пригороды и столицу...".

Появлялись и разные легенды:

-13

В 1650 г. патриарх Иосиф разрешил Суздальскому архиепископу почитать Софию (Соломонию) как святую.

София Суздальская
София Суздальская

Согласно преданию, перед Казанским походом Покровский монастырь посетил Иван Грозный. Местная игуменья встретила русского царя не за воротами обители (как это требовалось согласно этикету того времени), а уже в монастырских воротах, чем вызвала большой гнев у правителя. Однако, после того, как она предрекла ему быть "царем Казанским", Иван Грозный сменил гнев на милость (но при условии, что если ее предсказание не сбудется, то она будет казнена за проявленное к царю неуважение). Как известно, царство Казанское Иван Васильевич получил и, возвращаясь из Казанского похода (в 1552 г.) посетил Покровскую обитель, которую щедро одарил.

"Между прочими дарами приложил на гроб Соломонии пелену, шитую женой его Анастасией Романовной, на пелене вышит образ Богородицы золотом да серебром по червчатой камке, венец и ризы низаны жемчугом, в венце драгоценные камни..."

В это же время, по приказу Ивана Грозного, в Покровской обители строится церковь Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы с трапезной

церковь Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы
церковь Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы

(храм был построен в память о дочери царя Анны, прожившей менее года).

Рождение царевны Анны. Лицевой летописный свод
Рождение царевны Анны. Лицевой летописный свод

В дореволюционных источниках, посвященных Покровской обители особое внимание уделялось монастырским кельям, и это не случайно,

т.к. здесь были

"кельи царевича князя Ивана Ивановича, царицы старицы Александры (жены убитого сына Грозного) Сабуровой; келья князя Владимира Андреевича; княгини старицы Евпраксии..."

В 1650 г. в монастыре случился пожар, в пламени которого погибло много церковной утвари, но, благодаря своим высоким покровителям обитель быстро восстановилась. Что же касается "высоких покровителей", то, например, только с 1682 г. по 1683 гг. монастырь посетили царь Федор Алексеевич с царевнами и великими княжнами, дважды царь Иван Алексеевич с сестрами Софией, Екатериной, Марьей и Феодосией.

В 1698 г. участь Соломонии разделяет царица Евдокия Федоровна (Лопухина) - первая жена царя Петра I.

Царица Евдокия Федоровна, в иночестве - Елена
Царица Евдокия Федоровна, в иночестве - Елена

В отличии от своего предшественника (царя Василия III)

" Петр I о своем разводе думает недолго, не более нескольких месяцев; о законных причинах к разводу еще менее, советоваться с кем бы то ни было находит совершенно излишним; наконец, под обаянием не одной чужеземки, а нескольких красавиц московской немецкой слободы, - расторгает брачные узы. Сходство в поступках того и другого состояло в том, что оба для соблюдения формальности, из какого-то непонятного приличия, предлагали супругам добровольное пострижение, те не согласились, и мужья прибегли к силе...
Вслед за тем поступки великого князя Василия и царя Петра I опять различествуют. Первый, разрешив боярину поколотить супругу, обеспечивает однако ее жизнь имением, довольством и почетом; второй ссылает жену без телесных увещаний, но забывает о ней совершенно, предоставляет ей питаться сколько угодно тухлою рыбою и монастырской милостью и только в 1718 году, из ревности, бросает ее в тюрьму, из политических видов засекает ее сына, казнит брата, сечет сестру, вырывает ноздри у племянника, - одним словом, скасовывает всю фамилию злополучной царицы..."

В монастыре царица Евдокия Федоровна

"жила тихо; в первое время не оставляла монастыря; но потом, когда заметила, что Петр, занятый своими делами, совершенно забыл о ней - стала выезжать из своего заточения, всегда скрытно: ездила на богомолье в монастыри: Боголюбовский, Сновский, Козьмин-Яхромкий и др...
К заточенной царице стекалось на поклон много богомольцев; все они были большею частью простолюдины; из вотчин ее родственников крестьяне и крестьянки, духовенство, как черное, так и белое, наконец местные аристократы..."

Все было бы ничего, но в 1718 г. открывается "дело царевича Алексея" (в свое время инокиня Елена неосмотрительно грозила всем своим врагам будущим государем Алексеем Петровичем (ее сыном). Исходя из этого Петр I и сделал соответствующие выводы...) и бывшую царицу сначала переводят в Александровский Успенский монастырь, потом в Ладожский Успенский монастырь, ну а потом и в Шлиссельбург (где она содержалась в строгом заключении как государственная преступница). Реабилитировали царицу только после воцарения Петра II (ее внука) и в 1730 г. (после его смерти) она даже была в числе кандидатов на престол.

Но вернемся к монастырю.

-19

В 1888 г. в нем, на средства купца Ивана Васильевича Шишкина, была открыта и освящена богадельня.

В 1913 г. (во время празднования 300-летия династии Романовых) Покровский монастырь посетил император Николай II с великими княжнами, где особое внимание уделил ризнице, в которой хранились старинные вклады именитых особ.

-20

После 1917 г. монастырь был разорен и закрыт, игумения расстреляна. После 1931 г. на территории обители располагались база особого назначения, детский дом, воинская часть и только в 1945 г., после тщательного обследования монастыря специалистами, было принято решение включить его в список объектов, подлежащих реставрации. Покровский монастырь стал первым возрожденным монастырем в Суздале, а в 1992 г. в нем снова закипела монашеская жизнь.

На этом мы расстаемся с Покровским монастырем и продолжаем нашу прогулку по городу в "поисках" новых знаковых мест древнего Суздаля, так что подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить продолжение...

Источники информации:

1. Историческое и археологическое описание Покровского девичьего монастыря в городе Суздале. И. Токмаков, 1889 г.

2. Официальный портал Свято-Покровского женского монастыря г. Суздаля (http://spokrovmon.ru)