Найти тему
Савелий Филаретов

ОЗОН ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Оглавление

Когда курьерская доставка продуктов и оплата заказов онлайн были сюжетами для фантастического фильма, российские студенты Александр Егоров и Дмитрий Рудаков заявили: «А чем мы хуже Джеффа Безоса?» Ребята запустили собственный «русский Amazon» — книжный Интернет-магазин. Точнее, Azon. Сегодня их проект не только поменял первую букву нейма на «О», но и стал вторым по обороту маркетплейсом в России. Международная Бизнес-платформа lindeal.com выяснила, как развивался «Озон», какие возможности заработка он предлагает сегодня, как звучит Философия этого перспективного бренда.

Что такое Ozon: краткая справка

«Озон» — один из ведущих маркетплейсов в РФ:

  • мультикатегориальный игрок №1 в российской электронной коммерции (по данным Data Insight);ДА
  • бренд №1 по узнаваемости в сфере e-commerce России (по версии BBDO BrandScience Ozon BHT);
  • участник топ-5 самых дорогих российских Интернет-компаний (по мнению Forbes).

Основания информация о компании:

  • Дата основания: 9 апреля 1998, Москва, Россия.
  • Основатели: Александр Егоров и Дмитрий Рудаков.
  • СЕО: Александр Шульгин (с 2017).
  • Рыночная капитализация: $4,72 млрд.
  • Количество сотрудников: 12 000
  • Дочерние предприятия: «ЛитРес» (доля акций крупнейшей в РФ платформы цифровых книг), онлайн-турагентство Ozon.Travel, Travola (собственный бренд бытовой техники), «Оней Банк» (развитие финтех-направления).

По данным агентства Data Insight это второй по обороту маркетплейс в РФ — компания уступает только «Вайлдберриз».

История старейшего российского интернет-магазина: как это было?

-2

Представим хронологию развития амбициозного начинания:

  • 1998. Российская компания «Рексофт» запускает интернет-магазин книг, который стал первым проектом электронной коммерции в РФ. Ru-Net Holdings приобретает контрольный пакет акций молодого «Озон».
  • 2000. Контролирующим акционером становится Baring Vostok, вложив в развитие компании $3 млн.
  • 2001-2002. Ozon выходит за рамки книжного магазина — расширяет ассортимент электроникой, ПО, игрушками. Запускается доставка в 400 городов России.
  • 2002. Доля «Рексофта» приобретается Ru-Net.
  • 2005. Компания открывает распределительный центр в Твери — становится первым в РФ интернет-маркетом с собственным логистик-комплексом.
  • 2006. В Москве презентуется сервис «быстрой доставки» — уже на следующий день это увеличило продажи на 77 %.
  • 2007. Венчурные Инвестиции на сумму $18 млн от Holtzbrinck Ventures, Index Ventures и Baring Vostok.
  • 2011. Привлечение еще $100 млн инвестиций от Rakuten, Alpha Associates и Index Ventures. До сих пор эта сумма является крупнейшим частным вложением в сфере российской электронной коммерции.
  • 2014. МТС и ПАО АФК «Система» становятся акционерами (20 % ценных бумаг) «Озон». В том же году сам «Озон» приобретает миноритарный пакет акций крупнейшего российского книжного интернет-магазина «ЛитРес».
  • 2016. Ozon расширяется в логистической области: открывает два крупных фулфилмент-центра — в Екатеринбурге (6800 кв.м) и в Казани (3500 кв. м).
  • 2017. Логистический комплекс в Тверской области разрастается до 40 000 кв. м. Также компания запускает фулфилмент-центр (5000 кв. м) в Краснодаре, презентует постаматы для получения заказов. В декабре новым генеральным директором становится бывший сотрудник «Яндекс» Александр Шульгин.
  • 2018. Проект привлекает $92 млн инвестиций от МТС и Baring Vostok. В этом же году переходит от формата «онлайн-магазин» к схеме «маркетплейс» — к концу года на площадке зарабатывают уже 1500 активных продавцов.

На 2019 приходится сразу несколько знаковых событий:

  • Расширение ассортимента до 3,5 млн наименований в 24 категориях.
  • Запуск экспресс-доставки (менее чем за 60 минут).
  • Подписной сервис Ozon.Premium (первый в истории российской электронной коммерции).
  • Первая в России бесконтактная доставка (в 40 городах).
  • Удвоение инфраструктуры фулфилмента: в Подмосковье открывается логистический хаб площадью 100 000 кв. м.
  • Выпуск банковской карты с возможностью кэшбэка Ozon.Card.
  • Расширение личной ИТ-лаборатории до 800 штатных сотрудников.
  • Ребрендинг, объединивший маркетплейс и службу доставки в одно целое.
  • Начало разработки собственной системы финансовых услуг, в которую вошли Ozon.Invest и площадка Р2В для кредитования продавцов.
  • Регистрация 20 000 новых продавцов, из которых 6 500 — активные.
  • Собственная платежная система Ozon.Pay с опцией покупки в рассрочку.
  • Привлечение $150 млн вложений от американских инвесторов.

Следующий 2020 был не менее богатым на события:

  • Запуск собственной платформы управления логистикой.
  • Удвоение количества регистраций новых продавцов на маркетплейсе. К проекту присоединяются такие крупные игроки, как Decathlon, Bosch, Nespresso, Stockmann, Tom Tailor.
  • Экспресс-доставка (за 1 час) расширяется до охвата всей Московской области. Для заказа становятся доступными 22 000 артикулов вместо прежних 6 000.
  • Открытие крупного логистического центра (38 000 кв. м) в Ростове-на-Дону, способного обрабатывать до 80 тыс. заказов в сутки. Данный фулфилмент-комплекс обеспечивает доставку в 2000 российских городов.
  • Компания привлекает $150 млн инвестиций, из которых $50 приходится на венчурный фонд Princeville Capital (США).
  • Запуск сервиса планирования командировок для среднего и крупного предпринимательства.
  • Самое важное событие года — выход на IPO сразу на двух крупнейших биржах MOEX (Московской) и NASDAQ (Нью-Йоркской). Компанию оценили в $7 млрд, ей удалось собрать $1,2 млрд инвестиций. Уже через 2 месяца после размещения акций рыночная капитализация проекта вышла за отметку в $10 млрд. Тогда Bloomberg призвал озоновский IPO Ozon «лучшим рыночным дебютом для российской компании с 2011 года».

В «коронавирусный год» маркетплейсу удалось не только обеспечить миллионы россиян всем необходимым во время локдаунов и самоизоляции, но и продемонстрировать впечатляющие темпы роста.

Собственники и руководство: озоновские боссы

-3

На настоящий момент топ-менеджерами компании являются:

  • Александр Шульгин — гендиректор.
  • Игорь Герасимов — главный финансовый директор.
  • Даниил Федоров — главный операционный директор.
  • Антон Степаненко — главный технический директор.
  • Олег Дорожок — директор по маркетингу.
  • Артем Афанасьев — генеральный консул.
  • Дмитрий Маннаников — директор по корпоративной безопасности.
  • Мария Заикина — директор по связям с общественностью и промышленностью.
  • Сергей Беляков — управляющий.
  • Ирина Кабурова — начальник отдела кадров.

Ozon: Rocket (логистическую службу) возглавляет Станислав Кондратьев, Fulfillment Services — Александр Гель, Financial Services — Ваге Овасапян, Retail — Сергей Панков, «Озон Экспресс» — Елена Шульгина, «Озон Трэвел» — Михаил Осин.