Найти тему

История страны на примере секретарши горисполкома и пяти ее начальников. Неизвестная роль Веры Алентовой в последнем шедевре советского кино

Вот так лежит на диске закачанный уже неизвестно сколько лет назад фильм и все как-то нет желания его посмотреть. А все потому, что аннотация не особо вдохновляет - в горисполком приходит новый председатель и начинает свою деятельность с посещения четырех своих предшественников, работавших при Сталине, Хрущеве, Брежневе и Горбачеве. Ну да, очередная производственная драма, да и время выпуска 1991-1992 г.г. не очень вдохновляет. Развал страны, развал кино, сплошная чернуха и порнуха, культ личности и репрессии.

Но вот как-то случайно, каким-то чудом по каналу "Ретро" застаешь последние полчаса последней серии и еще не досмотрев до конца, тут же вставляешь флэшку и смотришь фильм с самого начала. И оказывается, что фильм - это последний шедевр советского кино, снятый в 1991 г. и вышедший на телеэкраны в 1992 г.

Речь идет о четырехсерийном телевизионном художественном фильме "Непредвиденные визиты". Сценарий написал совместно со своим сыном Виктором Иосиф Ольшанский, один из корифеев советского сценарного дела - "Дом , в котором я живу","А если это любовь", "Не забудь, станция луговая...", "Такая короткая долгая жизнь". "Женщины, которым повезло".

А режиссером был такой же корифей советского многосерийного телефильма Марк Орлов - "Сердце Бонивура", "Человек в проходном дворе", "Синдикат-2", "Женщины, которым повезло", последним его фильмом стали "Петербургские тайны".

И самый звездный актерский состав. Главную роль играет Вера Алентова. Именно с телефильма "Такая короткая долгая жизнь", снятого в 1975 г. по сценарию того же Иосифа Ольшанского Константином Худяковым и началась узнаваемость зрителями страны не очень до этого известной актрисы московского драматического Театра им. Пушкина.

Фильм снимался в период, когда страна вошла в последнюю, терминальную стадию своего разрушения. Правда, население страны совершенно не догадывалось о планах т.н. "демократов" и дружно голосовало за этих "борцов с привилегиями", яростных критиков "партократов". Народу всегда хочется чего-нибудь нового. Старый начальник, какой бы он ни был профессионал, надоедает за столько лет, а тут выскакивает как черт из табакерки какой-нибудь маргинал и очень к месту оказывается, что начальник то не такой и хороший.

Оказывается он "Жигули" без очереди купил, а на садовом участке заделал дачному домику второй этаж из купленных по оптовым ценам стройматериалов. Да еще и оклеил стены в квартире дефицитными обоями, купленными в подсобке на стройбазе. А ведь закон запрещает иметь двухэтажный садовый домик, только холодную мансарду. И продажа товаров из подсобных помещений - уголовно-наказуемое деяние. В итоге начальник оказывается коррупционером, врагом "перестройки", вылетает из партии и с работы. А на его место выбирают демократическим голосованием этого самого маргинала, которого в свое время выгнали из ОБХСС за то же самое, но это было давно и никто особо не знает.

Главная героиня фильма - секретарь председателя горисполкома Антонина Ивановна, Тоша, как зовут ее близкие. Работает она этой должности вот уже почти 40 лет. Детей нет, в свое время муж сбежал от нее не выдержав графика ее работы. Пережила она уже четырех председателей горисполкома за эти годы, и вот пришел пятый. А ведь хороший секретарь у хорошего начальника - это его первый заместитель по всем вопросам.

Вот такая и есть Антонина Ивановна - волевая, жесткая, деловая и вместе с тем очень душевная, и, главное, любившая всех своих начальников. Не в смысле любила, как любовница, а именно как человек, который видит, что начальники не сачкуют, работают честно, рвут из себя жилы и тащат на себе город. Вот потому она им первая помощница, уважает и любит.

В фильме четыре серии про четырех Тошиных начальников.

А вот это ее пятый предгорисполкома, молодой, юрист-прогрессист, не пьющий спиртного, не берущий взяток, примерный семьянин, полное "обликоморале".

Красавец Борис Щербаков. Просто беспощаден к партократам, и врагам "перестройки".
Красавец Борис Щербаков. Просто беспощаден к партократам, и врагам "перестройки".

Даже есть намеки, что вроде как тоже пострадал от "режима". Пять лет назад его выгнали их ОБХСС. А за что его могли выгнать при Андропове из ОБХСС, когда Юрий Владимирович начал работу по очищению МВД от "щелоковщины"? Когда в первую очередь зачищали ОБХСС и присылали на укрепление этой службы, особенно в Москве, чекистов? Догадайтесь сами.

В общем, предвыборная программа у него была простая, хунвейбинская (это, кто не знает, не матерное слово, по-китайски означает "красноармеец") - "огонь по штабам." Партократов за ушко, да на солнышко, даже которых, что уже на пенсии, и тех в покое не оставим. За все ответят - и кто наше мясо с колбасой сожрал, и почему у нас джинсов со жвачкой нет.

И на волне такой "программы" его избирают депутатом горсоветом, а там уже и председателем горисполкома. По- нынешнему мэром. Тогда еще не было моды, когда вновь назначенный начальник зачищает старый аппарат и тащит за собой родственников, любовниц, друзей, деловых партнеров и просто верных, вне зависимости от их профессиональных качеств. Просто тогда еще не успели сформироваться эти обычаи делового оборота, да и людей нужных еще в таком количестве не существовало.

Вот потому новоявленный "мэр" пока обходится услугами старых кадров и в первую очередь Антонины Ивановны, которая всяко-разно даст этому "демократу" сто очков форы на посту председателя горисполкома. Все у нее для этого есть. А пареньку пока и предъявить нечего, кроме популистской демагогии не самого высокого уровня. Так, на троечку. Еще не насобачился народ тупо дурить, еще что-то человеческое еще осталось.

На столе пара-тройка бумажек и газета "Коммерсант", как руководство к действию вместо газеты "Правда".
На столе пара-тройка бумажек и газета "Коммерсант", как руководство к действию вместо газеты "Правда".

А Антонина Ивановна решила взять шефство над начальником, помочь ему освоится на рабочем месте, узнать город, а главное людей. И в первую очередь его предшественников, чтобы попытаться выбить из его головы весь тот демагогический мусор на тему

Просыпаюсь с бодуна,
Отвалилась печень.
Денег нету ни хрена,
Похмелиться нечем.
Глаз заплыл,
Пиджак в пыли,
Под кроватью брюки.
До чего ж нас довели
Коммунисты-су...и

Не довели, а возрождали, строили, чтобы ты непьющий и не берущий сидел мягким местом в начальническом кресле, ничего в это деле не соображая, и делал рабочий вид.

И потому начинает Антонина Ивановна водить "перестройщика" по своим любимым начальникам, от которых все отвернулись. Им ведь не только помощь в бытовых вопросах от нового "мэра" нужна, но они и опытом могут поделиться.

Четыре серии про четырех начальников. И история каждого неповторима и уникальна. И каждая серия снята в своем жанре.

Тут и мелодрама о любви начальника-коррупционера начала горбачевщины к простой учительнице на фоне того, что сын начальника создал в школе то ли масонскую ложу, то ли юношескую нацистскую организацию.

Тут и детектив о том, как другой начальник попытался раскрыть глаза Н. С. Хрущеву на новочеркасский расстрел и перегибы в сельском хозяйстве.

Тут и жестокая сатира про начальника-запойного алкаша брежневских времен с твердокаменной марксистко-ленинской-сталинской теоретической подготовкой, но совершенно безвредного, очень обаятельного и компанейского.

И, наконец, последняя история - перенесли авторы в начало пятидесятых, в самые сумерки правления Сталина историю повзрослевших Павки Корчагина и Риты Устинович, которые за прошедшие 30 лет испытали и счастье любви, и трагедию 37-го года, и пятнадцать лет лагерей, и возвращение из небытия. И получилась настоящая трагедия, фильм уровня кулиджановских "Незабудок" и "Умирать нестрашно" .

Но об этом в следующей части.