Найти в Дзене

История страны на примере секретарши горисполкома и пяти ее начальников. Неизвестная роль Веры Алентовой в последнем шедевре советского кино

Вот так лежит на диске закачанный уже неизвестно сколько лет назад фильм и все как-то нет желания его посмотреть. А все потому, что аннотация не особо вдохновляет - в горисполком приходит новый председатель и начинает свою деятельность с посещения четырех своих предшественников, работавших при Сталине, Хрущеве, Брежневе и Горбачеве. Ну да, очередная производственная драма, да и время выпуска 1991-1992 г.г. не очень вдохновляет. Развал страны, развал кино, сплошная чернуха и порнуха, культ личности и репрессии. Но вот как-то случайно, каким-то чудом по каналу "Ретро" застаешь последние полчаса последней серии и еще не досмотрев до конца, тут же вставляешь флэшку и смотришь фильм с самого начала. И оказывается, что фильм - это последний шедевр советского кино, снятый в 1991 г. и вышедший на телеэкраны в 1992 г. Речь идет о четырехсерийном телевизионном художественном фильме "Непредвиденные визиты". Сценарий написал совместно со своим сыном Виктором Иосиф Ольшанский, один из корифеев сов

Вот так лежит на диске закачанный уже неизвестно сколько лет назад фильм и все как-то нет желания его посмотреть. А все потому, что аннотация не особо вдохновляет - в горисполком приходит новый председатель и начинает свою деятельность с посещения четырех своих предшественников, работавших при Сталине, Хрущеве, Брежневе и Горбачеве. Ну да, очередная производственная драма, да и время выпуска 1991-1992 г.г. не очень вдохновляет. Развал страны, развал кино, сплошная чернуха и порнуха, культ личности и репрессии.

Но вот как-то случайно, каким-то чудом по каналу "Ретро" застаешь последние полчаса последней серии и еще не досмотрев до конца, тут же вставляешь флэшку и смотришь фильм с самого начала. И оказывается, что фильм - это последний шедевр советского кино, снятый в 1991 г. и вышедший на телеэкраны в 1992 г.

Речь идет о четырехсерийном телевизионном художественном фильме "Непредвиденные визиты". Сценарий написал совместно со своим сыном Виктором Иосиф Ольшанский, один из корифеев советского сценарного дела - "Дом , в котором я живу","А если это любовь", "Не забудь, станция луговая...", "Такая короткая долгая жизнь". "Женщины, которым повезло".

А режиссером был такой же корифей советского многосерийного телефильма Марк Орлов - "Сердце Бонивура", "Человек в проходном дворе", "Синдикат-2", "Женщины, которым повезло", последним его фильмом стали "Петербургские тайны".

И самый звездный актерский состав. Главную роль играет Вера Алентова. Именно с телефильма "Такая короткая долгая жизнь", снятого в 1975 г. по сценарию того же Иосифа Ольшанского Константином Худяковым и началась узнаваемость зрителями страны не очень до этого известной актрисы московского драматического Театра им. Пушкина.

Фильм снимался в период, когда страна вошла в последнюю, терминальную стадию своего разрушения. Правда, население страны совершенно не догадывалось о планах т.н. "демократов" и дружно голосовало за этих "борцов с привилегиями", яростных критиков "партократов". Народу всегда хочется чего-нибудь нового. Старый начальник, какой бы он ни был профессионал, надоедает за столько лет, а тут выскакивает как черт из табакерки какой-нибудь маргинал и очень к месту оказывается, что начальник то не такой и хороший.

Оказывается он "Жигули" без очереди купил, а на садовом участке заделал дачному домику второй этаж из купленных по оптовым ценам стройматериалов. Да еще и оклеил стены в квартире дефицитными обоями, купленными в подсобке на стройбазе. А ведь закон запрещает иметь двухэтажный садовый домик, только холодную мансарду. И продажа товаров из подсобных помещений - уголовно-наказуемое деяние. В итоге начальник оказывается коррупционером, врагом "перестройки", вылетает из партии и с работы. А на его место выбирают демократическим голосованием этого самого маргинала, которого в свое время выгнали из ОБХСС за то же самое, но это было давно и никто особо не знает.

Главная героиня фильма - секретарь председателя горисполкома Антонина Ивановна, Тоша, как зовут ее близкие. Работает она этой должности вот уже почти 40 лет. Детей нет, в свое время муж сбежал от нее не выдержав графика ее работы. Пережила она уже четырех председателей горисполкома за эти годы, и вот пришел пятый. А ведь хороший секретарь у хорошего начальника - это его первый заместитель по всем вопросам.

Вот такая и есть Антонина Ивановна - волевая, жесткая, деловая и вместе с тем очень душевная, и, главное, любившая всех своих начальников. Не в смысле любила, как любовница, а именно как человек, который видит, что начальники не сачкуют, работают честно, рвут из себя жилы и тащат на себе город. Вот потому она им первая помощница, уважает и любит.

В фильме четыре серии про четырех Тошиных начальников.

А вот это ее пятый предгорисполкома, молодой, юрист-прогрессист, не пьющий спиртного, не берущий взяток, примерный семьянин, полное "обликоморале".

Красавец Борис Щербаков. Просто беспощаден к партократам, и врагам "перестройки".
Красавец Борис Щербаков. Просто беспощаден к партократам, и врагам "перестройки".

Даже есть намеки, что вроде как тоже пострадал от "режима". Пять лет назад его выгнали их ОБХСС. А за что его могли выгнать при Андропове из ОБХСС, когда Юрий Владимирович начал работу по очищению МВД от "щелоковщины"? Когда в первую очередь зачищали ОБХСС и присылали на укрепление этой службы, особенно в Москве, чекистов? Догадайтесь сами.

В общем, предвыборная программа у него была простая, хунвейбинская (это, кто не знает, не матерное слово, по-китайски означает "красноармеец") - "огонь по штабам." Партократов за ушко, да на солнышко, даже которых, что уже на пенсии, и тех в покое не оставим. За все ответят - и кто наше мясо с колбасой сожрал, и почему у нас джинсов со жвачкой нет.

И на волне такой "программы" его избирают депутатом горсоветом, а там уже и председателем горисполкома. По- нынешнему мэром. Тогда еще не было моды, когда вновь назначенный начальник зачищает старый аппарат и тащит за собой родственников, любовниц, друзей, деловых партнеров и просто верных, вне зависимости от их профессиональных качеств. Просто тогда еще не успели сформироваться эти обычаи делового оборота, да и людей нужных еще в таком количестве не существовало.

Вот потому новоявленный "мэр" пока обходится услугами старых кадров и в первую очередь Антонины Ивановны, которая всяко-разно даст этому "демократу" сто очков форы на посту председателя горисполкома. Все у нее для этого есть. А пареньку пока и предъявить нечего, кроме популистской демагогии не самого высокого уровня. Так, на троечку. Еще не насобачился народ тупо дурить, еще что-то человеческое еще осталось.

На столе пара-тройка бумажек и газета "Коммерсант", как руководство к действию вместо газеты "Правда".
На столе пара-тройка бумажек и газета "Коммерсант", как руководство к действию вместо газеты "Правда".

А Антонина Ивановна решила взять шефство над начальником, помочь ему освоится на рабочем месте, узнать город, а главное людей. И в первую очередь его предшественников, чтобы попытаться выбить из его головы весь тот демагогический мусор на тему

Просыпаюсь с бодуна,
Отвалилась печень.
Денег нету ни хрена,
Похмелиться нечем.
Глаз заплыл,
Пиджак в пыли,
Под кроватью брюки.
До чего ж нас довели
Коммунисты-су...и

Не довели, а возрождали, строили, чтобы ты непьющий и не берущий сидел мягким местом в начальническом кресле, ничего в это деле не соображая, и делал рабочий вид.

И потому начинает Антонина Ивановна водить "перестройщика" по своим любимым начальникам, от которых все отвернулись. Им ведь не только помощь в бытовых вопросах от нового "мэра" нужна, но они и опытом могут поделиться.

Четыре серии про четырех начальников. И история каждого неповторима и уникальна. И каждая серия снята в своем жанре.

Тут и мелодрама о любви начальника-коррупционера начала горбачевщины к простой учительнице на фоне того, что сын начальника создал в школе то ли масонскую ложу, то ли юношескую нацистскую организацию.

Тут и детектив о том, как другой начальник попытался раскрыть глаза Н. С. Хрущеву на новочеркасский расстрел и перегибы в сельском хозяйстве.

Тут и жестокая сатира про начальника-запойного алкаша брежневских времен с твердокаменной марксистко-ленинской-сталинской теоретической подготовкой, но совершенно безвредного, очень обаятельного и компанейского.

И, наконец, последняя история - перенесли авторы в начало пятидесятых, в самые сумерки правления Сталина историю повзрослевших Павки Корчагина и Риты Устинович, которые за прошедшие 30 лет испытали и счастье любви, и трагедию 37-го года, и пятнадцать лет лагерей, и возвращение из небытия. И получилась настоящая трагедия, фильм уровня кулиджановских "Незабудок" и "Умирать нестрашно" .

Но об этом в следующей части.