Варвары завоевали Поднебесную, но мало было захватить власть в этих краях, важной задачей стало удержание власти. Среди захватчиков Китая было несколько важных лиц, впоследствии, не поделивших этот "пирог". В этой статье пойдёт речь о том, как внутри китайского, итак поделённого государства, развивались новые конфликты.
Содержание
1) Ранняя Чжао
2) Восточная Цзинь
3) Поздняя Чжао
4) Северная Вэй
5) Итоги
Ранняя Чжао
Не понравилась эта ситуация, воевавшему на западе другу Лю Юаня Лю Яо. Он в ответ объявил императором себя. Лидер племени цзе, также имевший отношение к родоначальнику династии, Ши Лэ, пошёл на Пинъян вместе с войском в количестве 50 тысяч воинов, что испугало народ, бежавший из города. Попытки Цзинь Чжуна провести переговоры с Ши Лэ ни к чему не привели и сообщники первого лишили его же жизни.
Напавший восстановил уничтоженный храм и осквернённые могилы, взамен уничтожив дворец. Лю Яо в это время основал династию Чжао со столицей в Чанъане. Ши Лэ стал ваном, управляя восточной частью. Однако, когда правитель нового “государства” казнил его посла, соратник основоположника Северной Хань этого не простил. В 319 году он объявил независимость своего региона.
Император Чжао разделил администрацию на кочевую и китайскую, при том, что сам он являлся кочевником. Его родственники, аристократы из кочевников обладали большим влиянием и своей армией, что заставляло царя обращать внимание на их слово. Поэтому на местную традицию Лю Яо откровенно плевал. Он разрушал храмы предков и заменял их курганами своего культа Неба и Земли (Тенгрианство). Шла активная варваризация этой области Китая.
Ши Лэ, наоборот, относился к культуре Поднебесной с почтением, причём абсолютно во всех её проявлениях. В числе его подчинённых находилось немало китайцев. Даже к врагам он проявлял должное уважение, хотя бы в том плане, что не осквернял их святые места. Как таковой аристократии в его государстве не существовало и его опора заключалась исключительно в его воинах и близких людях.
Восточная Цзинь
Несмотря на поражение, династия Цзинь ещё существовала и представляла определённую опасность.В 321 г. в Чанъяне провозгласили нового императора Мин-ди. Четыре года он отбивался от завоевателей. Южный же правитель Сыма Жуй находился с крупной армией в Цзянкан (совр. Нанкин), будучи самым сильным полководцев. Он не смог, да и вряд ли очень стремился помогать своего коллеге. В итоге войска Мин-ди оказались разбиты, а сам он пленён.
Подчинённые Сыма Жуя относились к нему, не иначе как к императору. Варвары не желали идти далеко на юг, так как те земли не подходили для верховой езды, что оставило эти земли правителю Сыме Жую. Правил он недолго, однако сохранил за собой династию. Его наследники смогли укрепить положение правящего рода, хоть и на осколках некогда сильного государства Восточной Цзинь. Цзянкин стал столицей. Граница между югом и севером, иначе говоря, двумя разными царствами проходила по реке.
Традиция в Цзинь тянулась со времён Хань. Были восстановлены древние обычаи, стали продвигать философов-конфуцианцев. Ритуализм вышел на первый план. Правление проходило в соответствии с добродетелями конфуцианского учения. В культурном плане Восточная Цзинь и северяне играли в “кошки-мышки”. Первые стремились обособиться от “варваров”, вторые пытались перенять всё, что возможно от южан. На севере, тем временем продолжались розни.
Поздняя Чжао
Активное противостояние Ши Лэ и Лю Яо выпало на 323-329 гг. Это война отличалась особенной кровавостью. Оба находились в почтенном возрасте, но это говорило об их огромном опыте. Войска первого не могли победить главнокомандующего врагов до 328 г., пока он лично не вышел командовать солдатами. Лю Яо же перед сражением изрядно выпивал, что сказалось на его боевых и командных способностях. В итоге он рухнул с лошади и был взят в плен. Уже через год победитель стоял в Чанъане, а сыновья побеждённого правителя были разбиты названным братом более удачливого военачальника Ши Ху.
Победители казнили всю знать врагов. 330 г. ознаменовался появлением династии и государства Поздняя Чжао, которая контролировала Север Китая. Через 3 года Ши Лэ умер, невольно запустив очередной конфликт за трон. Противостояние выиграл вышеупомянутый Ши Ху, который ради победы убил всех сыновей бывшего правителя. Столица теперь находилась в городе Е, в котором шла активная стройка посредством сгона крестьян в рамках трудовой повинности. Подобно своему брату, он уважал китайскую культуру, которая шла не очень хорошо среди народа, недолюбливающего китайцев.
Чтобы облегчить путь традициям Поднебесной, широко использовался буддизм и его проповедники. Среди них находилось место для индийцев и согдийцев. Кочевники не чувствовали от них неприязни, а потому и сами относились к ним достаточно терпимо. Монах из Индии Будда Жанга смог заработать положение рядом с Ши Ху, благодаря верному совету во время одного из заговоров.
Монастыри, которые активно строили, получили привилегии, а проповедники знали, что могут спокойно, не опасаясь продвигать свои идеи. Войны принесли много смерти среди всех кочевых народов, состоявших в государстве под династией Поздняя Чжао. Воинов приходилось набирать из числа китайцев, нынешнее поколение которых, не отличались боевыми способностями, в отличие от многих погибших представителей хунну или цзе. Поэтому крупных успехов во внешней политики не было. Но в то же время, солдаты чаще использовались для регулирования внутренней обстановки.
Ши Ху, несмотря на любовь к китайским традициям, народ не сильно возлюбил после того, как тот объявил очень много земли как место для своей охоты. Любой другой человек, который рисковал там охотиться легко мог расстаться с жизнью через казнь. Подобные вольности жителей считались браконьерством. В качестве своей защиты император поступил крайне нестандартно, чем только усилил гнев населения.
Он, по китайской традиции, владел огромным гаремом из красивейших девушек в государстве, которые ассимилировали следующие поколения царской династии к культуре Поднебесной. Есть сведения, что чтобы себя обезопасить, он из их рядов создал гвардию лучниц, насчитывающую 10 тысяч воительниц. Для жителей это был шок, ведь так нельзя! Когда случилась засуха, это послужило для них сигналом, что Небо недовольно и отзывает свой мандат. Начались волнения.
В 345 г., после постройки дворца в Лояне боевые девушки увеличились в числе до 30 тысяч, что только увеличило количество восстаний. Их пришлось подавлять с привлечением племён из Запада Китая цян и ди. Умер император в 349 г. с этого времени снова начались междоусобицы. В них через год победителем вышел китаец, воспитанный Ши Ху Ши Минь, переименовавший себя в Жань Миня. Но его не интересовала поддержка прежнего правящего рода кочевников. Он жаждал реванша китайского населения над варварами и поднял китайцев, призывая их убивать тех, кто имел черты кочевого народа.
Люди недолго думали, перед тем как приступить к убийствам, от чего пострадало много местных жителей, у которых монголоидные черты немного уступали остальным. Затем он написал письмо с призывами объединиться в Восточную Цзинь, что привлекло на его сторону огромную армию, сумевшую быстро организоваться. Династии Поздняя Чжао больше не существовало. Хунну находились в сложнейшем положении и были беспомощны в той ситуации. Если бы не племена цян, ди и муюны, то китайцы бы вернули своё величие. Другие варвары выступили против Жань Миня и смогли одолеть его, завладев Е. Поднебесная снова оказалась поделён. Восток забрали муюны, Запад со столицей Чанъань - ди. Лоян и некоторые земли отвоевали китайские войска с Юга(Восточное Цзинь). Вождь ди основал династию Ранняя Цинь.
Северная Вэй
С 357 года, активно действовал кочевник из племени ди, император Ранней Цинь Фу Цзянь II. Он сильно хотел избавиться от эпитета “варвар”. Поэтому в своём северном царстве он начал устанавливать конфуцианские школы и вводил законы Поднебесной у себя. Должность первого министра занимал китаец Ван Мэн, отличавшийся безжалостностью. К другим народам царь тоже относился лояльно, даже в те моменты, когда ему советовали подавлять какие-то племена, дабы избежать опасности мятежа. Тем не менее твёрдой рукой правитель тоже обладал, карая взбунтовавшихся аристократов и даже своего старшего брата.
При нём строили дороги и восстанавливали города. Система отбора на госслужбу соответствовала ранним китайским традициям. И это при том, что сам Фу Цзянь был буддистом. Даосистов, распространённых среди племён, в 375 году он, правда, запретил, обозвав их невежественными колдунами, чувствуя их огромную и всё ещё растущую популярность.
Утвердившись на троне, Фу Цзянь устремил свой взгляд на соседей-северян. За 20 лет он захватил их всех и уже через год, в 378 г. его армия шла к Цзинь. Император последнего, Сяо У-ди сопротивлялся, но всё же под натиском терял территории. В 382 г. северянин шёл в решающее наступление, собрав огромное войско. Правитель “истинных китайцев” пошёл навстречу, с меньшим количеством солдат. Их встреча состоялась у реки Фэй-шуй, что ныне высохла. Произошла одна из самых крупных, ужасающих и известнейших битв в китайской истории. И самое удивительно здесь заключалось в том, что победила сторона, находящаяся в меньшинстве.
После этого империя Фу Цзяня оказалась в сложном положении. Оставшиеся войска устали, повсюду поднялись мятежи. В конце концов, в 384 г. императора Севера задушил подчинённый северянин из кочевого племени сяньби Тоба Гуй. У него был повод так поступить, ведь его родное царство Дай было захвачено правителем Ранней Цинь 10 лет назад, в 374 году. После убийства Тоба Гуй провозгласил независимость Дай и переименовал его в Бэй Вэй (Северная Вэй (386-534 гг.)) на китайский манер. По тому же принципу он поменял имя на Юань.
Он взял себе местную титулатуру и сменил убитого предшественника в деле объединения Севера. После чего началась китаизация Поднебесной, ранее подверженная сильной варваризации. Юань начал вести активную политику. Он организовал переселение крестьян поближе к столице, чтобы никогда не имела проблем с поставками. Люди тоже от этого выигрывали, ведь у них теперь была в наличии земля. Что касается внешних дел, происходили частые столкновения с южно-китайским государством Сун и в их ходе, Вэй одерживала победы.
В 400 году Восточная Цзинь встретилась с очередным врагом. Им стал разбойник и пират Сунь Энь. Он набирал людей из числа моряков и рыбаков из побережья. Его команда получила название в народе “армия демонов”, за его грабежи и нападения. Полководцы взялись выполнить задачу - устранить их, что они и сделали в 402 г. Однако в их руках сосредотачивалась власть. Государство южан находилось в хаосе и постоянном изменении.
Итоги
Китайцы пережили много ужасов во время нашествий варваров с севера. Начальные этапы были максимально жестоки, но со временем вторженцы китаизировались и принимали культуру Поднебесной, что в корне меняло положение местного населения. Но момент, когда ветер беспокойства утих, ещё не настал. Внутри государства захватчики вступали в конфронтации друг с другом, а местное население жаждало освободиться из под гнёта ненавистных северян. Нашёлся лидер, который почти привёл к их свержению, но его предприятие оказалось, в итоге, неуспешным.
Как вы считаете, почему захватчики Китая всегда ассимилировались? Пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь! Благодаря Вам канал развивается! Спасибо за внимание!