Найти в Дзене

Память сердца: дядя Лёка - Герой Советского Союза

Герой Советского Союза, кавалера Ордена Ленина, Ордена Отечественной войны I степени, Ордена Красного Знамени, Ордена Суворова III степени Леонид Барбаш. Леонид Тимофеевич Барбаш (Лёдик, Лёка – по-домашнему). Родной и единственный брат моей бабушки Галины Тимофеевны. Кадровый офицер. Командир 2 дивизиона 786 Артиллерийского полка, 46 Легкой Артиллерийской бригады 12 Артиллерийской дивизии прорыва РГК. Великая Отечественная была для него третьей войной. С начала военной карьеры и до самого Берлина (практически до конца Великой Отечественной) он прошёл, словно заговорённый, без единого ранения. 27 апреля 1945 года под Берлином после боя дядя Лёка (так его называют в нашей семье) проводил рекогносцировку орудий. Тогда, по неписанным законам войны раненых добивали, чтобы не плодить опасных врагов за спиной. И это кадровому офицеру было хорошо известно. Но он пожалел молодого немца, раненного в бою, и поплатился за доброту своей жизнью. По словам сослуживцев, дядя Лёка, обнаружив раненого н

Герой Советского Союза, кавалера Ордена Ленина, Ордена Отечественной войны I степени, Ордена Красного Знамени, Ордена Суворова III степени Леонид Барбаш.

Леонид Тимофеевич Барбаш (Лёдик, Лёка – по-домашнему). Родной и единственный брат моей бабушки Галины Тимофеевны. Кадровый офицер. Командир 2 дивизиона 786 Артиллерийского полка, 46 Легкой Артиллерийской бригады 12 Артиллерийской дивизии прорыва РГК. Великая Отечественная была для него третьей войной. С начала военной карьеры и до самого Берлина (практически до конца Великой Отечественной) он прошёл, словно заговорённый, без единого ранения.

27 апреля 1945 года под Берлином после боя дядя Лёка (так его называют в нашей семье) проводил рекогносцировку орудий. Тогда, по неписанным законам войны раненых добивали, чтобы не плодить опасных врагов за спиной. И это кадровому офицеру было хорошо известно. Но он пожалел молодого немца, раненного в бою, и поплатился за доброту своей жизнью.

По словам сослуживцев, дядя Лёка, обнаружив раненого немецкого солдата около орудия, совсем еще мальчишку, отдал приказ не трогать юнца: Берлин близко, война на закате, а молодому человеку - ещё жить и жить. Очевидно, собирался потом отправить в санчасть. Немец показывал ему, что сдаётся, но в последний момент схватил спрятанный пистолет и выстрелил в упор. Одним выстрелом - насмерть.

За месяц до смерти дядя Лёка приезжал домой в Москву. Вызвали для вручения Ордена Ленина и присуждения звания Героя Советского Союза. Когда после церемонии отправлялся снова на фронт, мама его напутствовала: возвращайся поскорей! А он задумчиво ответил: хотелось бы... Тогда у его мамы дрогнуло сердце, она невольно испугалась, ведь прежде, каждый раз отправляясь на передовую, её сын – профессиональный военный, от природы человек жизнерадостный, такого никогда не говорил, всегда был уверен в том, что вернётся, и как мог, подбадривал её. Видно, предчувствовал...

Похоронка пришла 9 Мая, когда вся семья, не подозревавшая о трагедии, воодушевлённо собиралась на Красную площадь. Когда узнали о смерти дяди Лёки, конечно, никто уже никуда не пошёл. Известие подкосило всех. День Победы стал для моей семьи как самым радостным, так и, пожалуй, самым скорбным за всю войну.

Когда его матери - бабушке Каре начислили пожизненную денежную помощь за сына-Героя, она от нее отказалась, заявив: "за смерть сына денег не возьму".

Вот такая история моей семьи - и я ею горжусь.

Ольга Ляхова, Кишинев

-2
-3