Пошаговая тактика про средневековье с рядом новых идей и старых проблем, на которую стоит обратить внимание
В нише хардкорных симуляторов Средневековья пополнение — совсем недавно до релизной версии 1.0 добралась Wartales, новая игра студии Shiro Games. Это симулятор банды наемников в выдуманном мире низкого фэнтези (магия и монстры есть, но в очень малых количествах), где вам предстоит следить за своим отрядом, раздавать работу подопечным, брать выгодные контракты и исследовать большой и живой мир.
В общем, это «симулятор историй» и богатая на возможности песочница — как, скажем, Mount&Blade, Stoneshard и Battle Brothers. Но достойна ли Wartales стоять с этими играми в одном ряду? Тезисно делимся впечатлениями после нескольких игровых недель в мире воюющих королевств, крестьянских бунтов, страшной чумы и бесстрашных наемников.
Wartales — это игра Shiro Games
Для понимания сильных сторон Wartales стоит немного знать контекст. Shiro Games — это такая французская Blizzard в ее лучшие годы в миниатюре. В любой игре студии множество интересных и достаточно комплексных механик, которые, впрочем, весьма легко освоить. Тот самый принцип «easy to learn, hard to master» (что можно перевести как «легко освоить, трудно преуспеть»).
Имя себе Shiro Games сделала на серии Evoland, но, пожалуй, главная ее игра — это Northgard, стратегия в реальном времени на манер Settlers про скандинавские мифы и мультяшных викингов, которую поддерживают новым контентом вот уже шестой год. Совсем недавно к ней вышло сюжетное дополнение, добавляющее продолжение истории и совершенно новую фракцию жителей, похожих на европейцев раннего Средневековья.
Затем Shiro Games выпустила в ранний доступ Dune: Spice Wars — первую хорошую игру по вселенной «Дюны» Фрэнка Герберта со времен Dune 2000. Только вместо крайне вольной адаптации в виде RTS — верная канонам книг 4Х-стратегия. Как и у Northgard — положительные отзывы, хорошая поддержка контентом.
Wartales идет тем же путем, что и два последних крупных релиза студии: у нее такой же броский, гротескный и яркий дизайн, множество взаимосвязанных игровых механик, которые при этом не перегружают мозг: все осваивается легко и быстро, непонятных вещей попросту нет. Однако научиться этими механиками пользоваться и побеждать выйдет далеко не сразу. Также, учитывая опыт студии в поддержке своих больших проектов, можно ожидать, что простым релизом и версией 1.0 история Wartales не ограничится, и игру ждет множество обновлений и дополнений, с которыми она станет только лучше.
Wartales — свежий взгляд на «симуляторы Средневековья»
Wartales часто сравнивают с Battle Brothers, и неспроста: в своих основных идеях они очень похожи. В обеих вы собираете отряд наемников разных характеристик и взглядов, предварительно выбрав его предысторию, что влияет на стартовые условия. Отряд будет подписываться на разные опасные поручения: найти предмет, убить разбойников, зачистить локацию. С каждым успехом персонажи прокачиваются, надевают броню получше, совершенствуют свой передвигающийся лагерь.
Wartales существенно не изменяет формулу «набираешь команду — выполняешь миссии — улучшаешь банду». Она добавляет к ней новые переменные и улучшает побочные элементы. Свой первый набор персонажей в Wartales можно настроить в плане внешности: цвет одежды, прическа, цвет кожи, пол.
Wartales решила отойти от главного элемента «хардкорных» симуляторов и пошаговых тактик — элемента случайности. Если персонаж дотягивается мечом до противника, он попадет. Нет никаких шансов промаха или неудачи, разве что урон будет понижен щитом или какой-то другой способностью. Поэтому в бою куда больше решает ваше планирование, чем бросок кубика. Это особенно иронично, потому что боевая система в Wartales напоминает поздние части XCOM — игры, которые и породили мем про «промах при 95% вероятности попадания». Единственное, на что работает старый-добрый рандом — вероятность попадания из лука не по той цели, если стрелок целится в толпу.
Куда больше внимания уделено имуществу банды. У нее есть собственный передвижной лагерь, который команда разворачивает на регулярных привалах. Его можно облагородить коновязью, котлом для готовки еды, верстаком плотника для создания необходимых авантюристам вещей. Для перемещения по миру желательно запасаться грузовыми лошадями: с расширением отряда (который может разжиреть до пары десятков пехотинцев) придется содержать целый караван тягловых животных. Где-то же надо держать снаряжение, еду и, что самое главное, награбленные сокровища.
У персонажей со временем появляются новые черты характера — как позитивные, так и не очень. Пережив множество ранений, герой может стать крепче. Или наоборот, увиденный в бою ужас сломает ему психику. Также динамически меняются взаимоотношения членов группы. Хорошая беседа у костра сблизит сопартийцев, а случайное попадание стрелой в плечо точно их рассорит.
Еще один забавный элемент, нетипичный для нишевого жанра: Wartales старается выглядеть дороже, чем она есть на самом деле. Большинство диалогов и реплик озвучены. Иногда, если ваш герой убивает противника, запускается зрелищная катсцена, иллюстрирующая, как он протыкает недруга мечом или перерезает ему горло кинжалом. Наконец, хотя Wartales — это песочница и «симулятор историй», у нее есть сюжет и условный конец. В каждом из доступных регионов есть общая история из нескольких миссий с выбором между двумя конфликтующими сторонами. А также множество точек интереса, подземелий и прочих вещей, больше свойственных экшенам в открытом мире в духе The Witcher 3.
Wartales — не только «хардкорный симулятор», но и немного The Elder Scrolls
Wartales выступает в нише хардкорных пошаговых тактик, но при этом местами пытается казаться полноценной ролевой игрой. А именно — в мини-играх и небольших механиках, сопровождающих основной геймплейный скелет.
Герои в процессе могут освоить одну из десятка профессий (плотник, лесоруб, рыбак, алхимик, вор, кузнец и так далее), которые не только дадут прибавку к той или иной характеристике, но и позволят заниматься различными полезными делами. Рыбак сможет выуживать живность из рек и озер, повар — готовить из этой рыбы качественную еду. Рудокоп пригодится в шахтах или старых храмах: он сможет добыть руду из жил или без труда расчистить руины.
Большая часть профессий реализована через мини-игры: рыбаку нужно держать крючок вне красной зоны, чтобы рыба не сорвалась. Шахтеру — нажимать кнопку действия, когда кольца удара и попадания сойдутся в одно. А вор взламывает замки так же, как в Skyrim или последних частях Fallout: фиксируя отмычку в нужном положении относительно замка. Также профессии открывают некоторые дополнительные опции: например, бард может решить загадку с пением в одном из старых храмов или просто подработать менестрелем в ближайшей таверне.
Как уже сказано выше, в игре есть сюжет, сюжетные миссии и даже выборы сторон конфликта. Не стоит расчитывать на какую-то запоминающуюся историю или живых персонажей, но стандартную программу типичной ролевой игры для массовой аудитории Wartales выполняет: есть конфликты с причинами и следствиями, моральные выборы, иногда неожиданные повороты и детективные задания. Также здесь есть лутинг всего, что к полу не прибито (можно даже забрать в инвентарь трупы, чтобы позже похоронить их или вовсе съесть) и воровство. А у кражи есть последствия в виде негативной репутации и патрулей стражи.
Обычно в играх подобного жанра вы осваиваете базовые механики, понимаете что и как делать, и просто развлекаетесь с системами. Собираете лучший отряд, пробуете одолеть какие-нибудь сверххардкорные цели. В общем, скорее играете в цифры и занимаетесь чистым геймплеем, нежели переживаете какую-то историю, исследуете открытый мир и так далее.
Wartales за счет всех своих ролевых элементов пытается реализовать обратный подход. На экране у вас история, ваш отряд — семья. Приключение из происходящего на экране делает не только ваша богатая фантазия, но и элементы самой игры. В Wartales куда тяжелее играть «на автомате», она требует погрузиться в себя, слушать персонажей, участвовать в происходящем, а не просто сдавать квесты, чистить подземелья и раскидывать очки навыков.
Wartales — это еще и dungeon crawler!
Самый неожиданный сюрприз игры — местные подземелья. Они выполнены, по сути, отдельным игровым режимом, где ваша партия, вооружившись факелами, исследует склепы и древние руины. Помимо темноты, завалов и запутанных коридоров приключенцев ждут загадки (как интересные, так и какие-нибудь пятнашки), ловушки, сюжетные события и монстры, которых вы скорее всего впервые встретите именно здесь. В открытом мире можно наткнуться разве что на лесных призраков в ночи.
В подобные эпизоды Wartales уже куда больше напоминает Darkest Dungeon. Освещение дороги факелами (и полная паника при их отсутствии), выбор следующей комнаты для исследования, монстры и азарт: стоит ли зайти еще глубже или не рисковать и вернуться потом, со снаряжением получше и командой посмелее?
Если выбрать одну крутую особенность, которой можно выделить Wartales среди конкурентов, то это точно будет исследование древних храмов. Это действительно уникальная и чуть ли не самая интересная фишка игры, использующая все ее механики: от исследования локации мышкой на предмет лута до профессий персонажей и менеджмента снаряжения.
Wartales — это игра не без минусов
Главная претензия к игре — она ощущается недоделанной. Хотя Wartales долгое время была в раннем доступе и сейчас дожила до полноценного релиза, она оставляет ощущение сырости, неполноценности. Оптимизация хромает: постоянные фризы и небольшие подзагрузки на любом пресете графики. К слову, проблема всех последних игр Shiro Games: от небольшой просадки кадровой частоты не избавилась даже Northgard, которой уже шесть лет. Увы, Wartales унаследовала от своих предшественников эту обидную болезнь.
Контента в игре вроде бы много: профессии, разные типы заданий, совершенно разные регионы со своими сюжетами, подземелья, развитие отряда, доспехи разных видов и качества, классы, подклассы — можно даже ловить и приручать животных! Но в итоге он быстро себя изживает, так как на все дополнительные веселые элементы игрок тратит куда меньше времени, чем на однообразную рутину. Регулярные привалы с микроменеджментом лагеря, снаряжения и припасов.
Бои из-за скудного разнообразия врагов и отсутствия элемента случайности проходят по одной и той же схеме: навязываешь врагу бой со своими танками-щитовиками и по флангам обрабатываешь противников разбойниками с кинжалами и лучниками. Противостоять вам будут зачастую такие же люди с разным снаряжением и изредка животные или какие-то монстры. Зато в игре есть боссы с уникальными механиками — хоть на этом спасибо.
Большие вопросы к балансу. Перед стартом кампании игра предлагает выбрать не только сложность, но и режим прогрессии. Первый — автолевелинг в духе игр в открытом мире последних лет, где все ваше окружение будет примерно того же уровня силы, что и ваш отряд. Второй — фиксированный уровень в зависимости от зоны. Пройденные локации будут становиться легче и неактуальнее, а к переходу в следующие надо готовиться и качаться.
Второй режим вышел проблемным. Во-первых, в нем также есть автолевелинг: количество врагов во вражеской группе подгоняется под ваш отряд, поэтому задавить сложность числом не получится. То есть, ваш прогресс размера отряда моментально нивелируется ростом числа врагов.
Во-вторых, скачки сложности в новых зонах слишком резкие. Даже если вы выполнили все задания, зачистили все пещеры и собрали слаженный отряд, в новой локации вам скорее всего намнут бока первые же рядовые бандиты, отчего даже банально добраться до местного города-хаба выйдет далеко не с первого раза.
Наконец, самая смешная претензия — в игре никто не носит ни шапки, ни шлемы. Возможно, это сделано для того, чтобы вы различали своих-чужих по лицам, но в целом смотрится это решение очень глупо. Кругом Средневековье, игра про относительно реалистичные хардкорные бои на мечах и копьях, и никто не догадался закрыть хоть чем-нибудь голову. В итоге даже самый тяжелый латник с несколькими слоями боли щеголяет голой лысиной просто потому что.
Wartales — не столько полноценная видеоигра, сколько потенциальный хит, платформа для будущего крутого симулятора. У нее готов фундамент под самые экспериментальные и рисковые идеи в жанре, просто сейчас все они присутствуют в очень базовом виде. Нужно больше контента, механик, профессий. Усилить реиграбельность, разнообразить лагерную рутину, дать больше опций для персонификации отряда.
В целом, в нее можно поиграть и сейчас — это уже хорошая игра на 30-40 часов. Но она может быть гораздо лучше. Все прохождение не отпускает ощущение «бета-версии». Вы точно его испытывали, когда играли в какое-нибудь закрытое тестирование. Когда вроде бы игра веселая, ее интересно проходить, но вам не весело и не очень хочется погружаться в нее, чтобы не потерять этот энтузиазм на релизе. Wartales оставляет ровно то же ощущение с одним лишь но — по факту, она уже вышла. Но подсознательно хочется дождаться, когда к игре выйдет ряд обновлений или крупное дополнение и она действительно «релизнется».
Это не что-то уникальное: все та же Battle Brothers, прежде чем стать легендой в жанре, изначально была довольно посредственным и скучным симулятором, где интерес представляли только глубокие боевая система и прокачка персонажей. Лишь с дополнениями она обрела ключевые механики, идеи и горы контента, из-за чего фанаты прожигают в Battle Borthers сотни и даже тысячи часов. Уверен, что с Wartales, если разработчики ее не забросят, произойдет та же история. А учитывая, что это Shiro Games, вероятность такого исхода весьма большая.