Найти тему
СПбГЭУ

На одном языке

В нашем университете традиционно обу­чаются иностранные студенты. Из каких стран приезжают, с какими трудностями сталкиваются, и как СПбГЭУ помогает преодолеть культурные и языковые раз­личия, рассказал проректор по междуна­родным связям Дмитрий Василенко.

Сколько в СПбГЭУ иностранных студентов?

На данный момент в СПбГЭУ проходят обучение око­ло 800 иностранных студентов. В первую очередь – это студенты из КНР, среди стран лидеров по числу студен­тов можно выделить также Казахстан, Беларусь и Вьет­нам. Количество иностранных студентов значительно сократилось по сравнению с 2019 годом, прежде всего, из-за пандемии, а соответственно, закрытых границ и невозможности выехать из родной страны на очное обучение. В 2020 и 2021 годах иностранные студенты, как и россияне, учились дистанционно.
Сейчас мы ве­дем активную кампанию по набору как бюджетников, так и контрактников и рассчитываем на восстановле­ние контингента. Наибольшим спросом у иностранных студентов пользуются бакалаврские программы по направлениям «Экономика», «Менеджмент», «Торговое дело», а также программы по логистике, финансам, торговому делу и коммерции на уровне магистратуры.

Каким образом вуз помогает адаптироваться ино­странным студентам?

Начало учебы в вузе – период активных изменений в жизни первокурсников всех национальностей, и многим из них может потребоваться помощь в адаптации, что особен­но актуально для иногородних и иностранных студентов. Оказавшись оторванными от родителей, нахо­дясь в совершенно другой среде, где от них требуется полная само­стоятельность, молодые люди не всегда готовы к этому и испытывают сильнейший «культурный шок», усу­губляющийся языковым барьером. Одновременно с этим, почувствовав «свободу», они не всегда правильно могут и умеют ей воспользоваться.
Для решения проблем адаптации иностранных студентов мы исполь­зуем как традиционные формы – групповые и личные встречи, так и альтернативные, например, под­держание постоянных контактов в мессенджерах, выявление лидеров и работа с ними. Кроме того, за счет внебюджетных средств универси­тета студентам предоставляются дополнительные занятия (в том числе индивидуальные) по высшей математике, экономической теории и информатике, удвоенные часы для совершенствования русского языка.
Для студентов из КНР мы реализуем два успешных проекта – Российско-ки­тайский клуб и проект «На одном языке. Образование в России и Китае».
Особую внеучебную роль играет Российско-китайский клуб СПбГЭУ (РКК) – студенческая общественная организация, созданная в 2011 году с целью подружить российских и ки­тайских студентов. С самого начала было решено, что управлять клубом станут два сопрезидента, избранные из числа российских и китайских студентов.
Сегодня клуб объединяет около 1500 учащихся разных факультетов университета. Главные направле­ния работы клуба – это организация мероприятий, научно-исследователь­ская деятельность студентов, совер­шенствование языковых навыков, студенческий спорт. В рамках клуба были созданы вокально-инструмен­тальный ансамбль «Дракон-Змея», успешная баскетбольная команда и пр. С подачи РКК в университете поя­вился ставший затем традиционным турнир по настольному теннису.

У многих ли иностранцев получается «догнать» русских студентов?

Несмотря на интенсивную подго­товку по русскому языку на подго­товительных факультетах россий­ских вузов, китайские абитуриенты по-прежнему испытывают сложно­сти с обучением на русском. Кроме занятий русским в очном формате, студенты должны активно исполь­зовать его во второй половине дня: готовить домашние задания, общать­ся с носителями языка во внешней среде. На деле этого не происходит, так как студенты после занятий объединяются по национальному принципу и общаются друг с другом на родном языке, что в значительной степени снижает эффективность нахождения в иноязычной среде. К началу занятий на первом курсе наиболее успешные студенты вла­деют русским языком на уровне B-1. Чтобы помочь студентам успешно осваивать материалы лекционных и практических занятий, мы придума­ли проект «На одном языке».
Цель проекта – подготовка учебных пособий по базовым предметам на русском и китайском языках со­вместно с ведущими вузами КНР и Китайской академией общественных наук. Пособия представляют собой глоссарии основных терминов по дисциплине с профессиональным переводом на китайский язык, а так­же набор схем и таблиц, необходи­мых в процессе освоения материала. Такие пособия выполняют несколько задач: получение знаний по дисци­плине, освоение понятийного ап­парата российскими и китайскими студентами, активизация в учебном процессе. На данном этапе опубли­ковано пять пособий: «Логистика», «История предпринимательства», «Политология», «Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО)» и «PR в сфере экономики». Нам такая форма кажется достаточ­но успешной.

Иностранцу легче или тяжелее поступить в вуз, чем абитуриенту из России?

Существует три возможности поступления иностранного граж­данина в российский вуз. Во-пер­вых, граждане Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии могут по­ступать в общем порядке на россий­ские бюджетные места. Например, граждане Беларуси могут приносить в университет результаты своего на­ционального экзамена – аналога ЕГЭ.
Во-вторых, иностранные граждане активно пользуются программой квот на бесплатное обучение, уста­новленных Правительством России: в течение года подают заявки на сайте education-in-russia.com, про­ходят централизованные экзамены и тестирования и распределяются в выбранные ими вузы на бюджетной основе.
В-третьих, возможно посту­пление по контракту. В этом случае необходимо сдать в университете соответствующие направлению экзамены, например, русский, мате­матику и обществознание. Вряд ли можно считать поступление ино­странных граждан «легким». Нужно помнить, что на молодых людей, помимо стресса от самих экзаменов, накладывается стресс от приезда в чужую страну, необходимости постоянно общаться на чужом языке. Абитуриенты, которым пока не хватает навыков владения русским языком, как правило, обучаются до­полнительно на подготовительном отделении.
СПбГЭУ, кроме обычной языковой программы, предлагает и программу по экономическому русскому языку с активным исполь­зованием авторских онлайн курсов в дополнение к классическим ауди­торным занятиям.