В нашем университете традиционно обучаются иностранные студенты. Из каких стран приезжают, с какими трудностями сталкиваются, и как СПбГЭУ помогает преодолеть культурные и языковые различия, рассказал проректор по международным связям Дмитрий Василенко.
Сколько в СПбГЭУ иностранных студентов?
На данный момент в СПбГЭУ проходят обучение около 800 иностранных студентов. В первую очередь – это студенты из КНР, среди стран лидеров по числу студентов можно выделить также Казахстан, Беларусь и Вьетнам. Количество иностранных студентов значительно сократилось по сравнению с 2019 годом, прежде всего, из-за пандемии, а соответственно, закрытых границ и невозможности выехать из родной страны на очное обучение. В 2020 и 2021 годах иностранные студенты, как и россияне, учились дистанционно.
Сейчас мы ведем активную кампанию по набору как бюджетников, так и контрактников и рассчитываем на восстановление контингента. Наибольшим спросом у иностранных студентов пользуются бакалаврские программы по направлениям «Экономика», «Менеджмент», «Торговое дело», а также программы по логистике, финансам, торговому делу и коммерции на уровне магистратуры.
Каким образом вуз помогает адаптироваться иностранным студентам?
Начало учебы в вузе – период активных изменений в жизни первокурсников всех национальностей, и многим из них может потребоваться помощь в адаптации, что особенно актуально для иногородних и иностранных студентов. Оказавшись оторванными от родителей, находясь в совершенно другой среде, где от них требуется полная самостоятельность, молодые люди не всегда готовы к этому и испытывают сильнейший «культурный шок», усугубляющийся языковым барьером. Одновременно с этим, почувствовав «свободу», они не всегда правильно могут и умеют ей воспользоваться.
Для решения проблем адаптации иностранных студентов мы используем как традиционные формы – групповые и личные встречи, так и альтернативные, например, поддержание постоянных контактов в мессенджерах, выявление лидеров и работа с ними. Кроме того, за счет внебюджетных средств университета студентам предоставляются дополнительные занятия (в том числе индивидуальные) по высшей математике, экономической теории и информатике, удвоенные часы для совершенствования русского языка.
Для студентов из КНР мы реализуем два успешных проекта – Российско-китайский клуб и проект «На одном языке. Образование в России и Китае».
Особую внеучебную роль играет Российско-китайский клуб СПбГЭУ (РКК) – студенческая общественная организация, созданная в 2011 году с целью подружить российских и китайских студентов. С самого начала было решено, что управлять клубом станут два сопрезидента, избранные из числа российских и китайских студентов.
Сегодня клуб объединяет около 1500 учащихся разных факультетов университета. Главные направления работы клуба – это организация мероприятий, научно-исследовательская деятельность студентов, совершенствование языковых навыков, студенческий спорт. В рамках клуба были созданы вокально-инструментальный ансамбль «Дракон-Змея», успешная баскетбольная команда и пр. С подачи РКК в университете появился ставший затем традиционным турнир по настольному теннису.
У многих ли иностранцев получается «догнать» русских студентов?
Несмотря на интенсивную подготовку по русскому языку на подготовительных факультетах российских вузов, китайские абитуриенты по-прежнему испытывают сложности с обучением на русском. Кроме занятий русским в очном формате, студенты должны активно использовать его во второй половине дня: готовить домашние задания, общаться с носителями языка во внешней среде. На деле этого не происходит, так как студенты после занятий объединяются по национальному принципу и общаются друг с другом на родном языке, что в значительной степени снижает эффективность нахождения в иноязычной среде. К началу занятий на первом курсе наиболее успешные студенты владеют русским языком на уровне B-1. Чтобы помочь студентам успешно осваивать материалы лекционных и практических занятий, мы придумали проект «На одном языке».
Цель проекта – подготовка учебных пособий по базовым предметам на русском и китайском языках совместно с ведущими вузами КНР и Китайской академией общественных наук. Пособия представляют собой глоссарии основных терминов по дисциплине с профессиональным переводом на китайский язык, а также набор схем и таблиц, необходимых в процессе освоения материала. Такие пособия выполняют несколько задач: получение знаний по дисциплине, освоение понятийного аппарата российскими и китайскими студентами, активизация в учебном процессе. На данном этапе опубликовано пять пособий: «Логистика», «История предпринимательства», «Политология», «Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО)» и «PR в сфере экономики». Нам такая форма кажется достаточно успешной.
Иностранцу легче или тяжелее поступить в вуз, чем абитуриенту из России?
Существует три возможности поступления иностранного гражданина в российский вуз. Во-первых, граждане Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии могут поступать в общем порядке на российские бюджетные места. Например, граждане Беларуси могут приносить в университет результаты своего национального экзамена – аналога ЕГЭ.
Во-вторых, иностранные граждане активно пользуются программой квот на бесплатное обучение, установленных Правительством России: в течение года подают заявки на сайте education-in-russia.com, проходят централизованные экзамены и тестирования и распределяются в выбранные ими вузы на бюджетной основе.
В-третьих, возможно поступление по контракту. В этом случае необходимо сдать в университете соответствующие направлению экзамены, например, русский, математику и обществознание. Вряд ли можно считать поступление иностранных граждан «легким». Нужно помнить, что на молодых людей, помимо стресса от самих экзаменов, накладывается стресс от приезда в чужую страну, необходимости постоянно общаться на чужом языке. Абитуриенты, которым пока не хватает навыков владения русским языком, как правило, обучаются дополнительно на подготовительном отделении.
СПбГЭУ, кроме обычной языковой программы, предлагает и программу по экономическому русскому языку с активным использованием авторских онлайн курсов в дополнение к классическим аудиторным занятиям.