Влияние на природу оказывают многие индустрии, и кинематограф — не исключение. Далеко не во всех киностудиях есть специалист-эколог, который следит за тем, чтобы съемки не наносили ущерб окружающей среде. Plus-one.ru — о том, как создание и показ фильмов вредят планете.
Ущерб экологии
По данным Sustainable Production Alliance (SPA), за один день съемки полнометражной кинокартины в атмосферу планеты попадает около 33 тонн диоксида углерода (CO₂). Производство фильмов в среднем занимает от одного до трех месяцев, и за это время объем выбросов может превысить 3 тысячи тонн. Основные причины — использование углеводородов (бензина, угля, природного газа и другого топлива) и потребление электроэнергии.
Просмотр видеоконтента тоже ускоряет глобальное потепление: по данным исследования французской экологической организации The Shift Project, на долю стриминговых сервисов приходится 0,3% выбросов CO₂ — этот объем сопоставим с углеродным следом страны размером с Чили.
Выброс углекислого газа — далеко не единственный тип вреда, который киноиндустрия наносит окружающей среде. Декорации, пластиковая посуда и бутылки из-под воды, костюмы — зачастую все это оказывается на свалке сразу после окончания съемок. И это еще не худший вариант решения проблемы мусора. Например, один из жителей города Кубинки разместил в соцсетях фото мешков с отходами и гор пластиковой посуды, которые оставили после себя съемочные группы.
Мнение экологов
Большинство экспертов считает киноиндустрию источником серьезного загрязнения окружающей среды. Способ решения этой проблемы — разумный подход к потреблению: использование альтернативных источников энергии, отказ от одноразовой посуды, сортировка и переработка мусора.
Квоты на меньшинства и советы экостилистов — как «Оскар» пытается стать устойчивым. Какие социальные и экологические практики опробовали на главной киноцеремонии мира
Есть и критики повышенного внимания к экологичности кинематографа. Так, эксперт тематической площадки Общероссийского народного фронта «Экология» в Московской области Илья Рыбальченко утверждает, что воздействие киноиндустрии на планету ничтожно по сравнению с вредом от мусоросжигательных заводов, стихийных свалок и миллионов автомобилей, отравляющих воздух мегаполисов. По мнению Рыбальченко, стоит сосредоточиться на более глобальных проблемах, чем вред от съемки фильмов и телешоу.
Как кинематографисты пытаются уменьшить нагрузку на природу
Многие кинокомпании уже внедрили практики устойчивого развития. Так, Netflix начала использовать на съемочных площадках электромобили, а дизельные генераторы заменила водородными топливными блоками. Побочный продукт их работы — вода. Кроме того, компания финансирует проекты по защите окружающей среды, в том числе направленные на охрану леса в засушливых регионах, борьбу с браконьерством и восстановление лугов.
Помимо этого, Netflix выпускает документальное кино, помогающее людям переосмыслить отношение к окружающей среде. Например, сериал о дикой природе «Наша планета», посвященный вырубке лесов, вымиранию животных и другим актуальным проблемам. В 2021 году Netflix удалось предотвратить выброс 14 тысяч тонн парниковых газов. Это на 10% приблизило компанию к главной цели — к 2030 году уменьшить свой углеродный след на 45% по сравнению с 2019-м.
Кино без попкорна: как маленькие люди добиваются больших перемен. Документальные фильмы о борьбе за будущее планеты
К борьбе за сохранение природы подключился и медиахолдинг WarnerMedia. Он использует светодиодные лампы, а во время перерывов отключает оборудование, чтобы не тратить электроэнергию зря. А еще — старается приобретать бумагу из вторичного сырья и компостировать остатки продуктов.
Забота об экологии не мешает киностудиям создавать фильмы с впечатляющими кассовыми сборами. Например, на съемках «Аватара» использовали аппаратуру, работающую от солнечных батарей, вертолеты с кинооператорами заменили дронами, питание для актеров и съемочной группы было веганским. А создатели фильма «Новый Человек-паук: Высокое напряжение» позаботились о том, чтобы одежду, оставшуюся после съемок, отправили на благотворительность или переработку.
В киноконцерне «Мосфильм» есть команда специалистов, контролирующих соблюдение экологических норм во время съемок. По словам первого заместителя генерального директора по производству Владимира Рясова, в вопросах бережного отношения к окружающей среде «Мосфильм» строго придерживается современных стандартов. Например, сдает металлолом на переработку, отправляет на утилизацию люминесцентные лампы, старается использовать минимум реагентов при удалении льда. А еще — контролирует состав стоков Лаборатории обработки пленки — это подразделение использует химикаты, которые нельзя сбрасывать в канализацию без предварительной очистки.
Меры по снижению углеродного следа кинематографа приближают человечество к достижению ЦУР № 13 «Борьба с изменением климата». Высокие концентрации диоксида углерода удерживают в атмосфере тепло, и температура на планете повышается. Если не остановить этот процесс, Земля может стать непригодной для жизни.
Еще одна цель, к которой необходимо стремиться киноиндустрии, — ЦУР № 12 «Ответственное потребление и производство». Это не только переход на «зеленую» энергию и рациональное использование ресурсов, но и переработка реквизита, который уже нельзя задействовать в съемке.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Автор: Вера Жихарева
Читайте также: