Наше здравоохранение за наше здоровье не отвечает. Работа врача – лечить, и ему интересны побольше больных, а не здоровых. Поэтому и системе здравоохранения нужны больные и рутина их лечения, а здоровая нация неинтересна. Как и в других отраслях, в здравоохранении у нас финансируются процессы, а не результаты - лечение, а не рост уровня здоровья.
По конституции должно быть так: равное право на жизнь и интегральный показатель – ожидаемая продолжительность жизни. Дальше раскрываем – снижение смертности, снижение заболеваемости, эффективность решения конкретных проблем со здоровьем по территориям и так далее вплоть до эффективного распределения применения компетенций врачами и медсестрами в больницах, поликлиниках, ФАПах.
Проблема в том, что никто (кроме Президента) за здоровье не отвечает, но все хотят получать больше финансирования, зарплат и т.п. А хоть каких-то стимулов к содействию росту здоровья человека, жителей, населения нет.
На разных уровнях управления при разных территориальных особенностях есть разные решения по воздействию на рост здоровья. Но принцип его стимулирования у всех должен быть один – кто лучше управляет ростом здоровья, тот получает наибольшие выгоды хотя бы от части общего пула финансирования. А этого пула нет, совсем. Пока этот принцип стимулов эффективности нигде не применяется, от года к году накапливается упущенная выгода, человеческий капитал, мы, деградируем.
Мы углубленно изучали эту проблему, построили новые модели, разработали методики, нормативные акты, в отдельных территориях даже успешно апробировали, но на масштаб России подход пока не распространился. Так, еще три года назад мы направляли такое письмо высоким федеральным начальникам:
«Право на жизнь, как федеральные органы формируют волатильность его реализации в субъектах РФ
Настоящим сообщаю, что в ходе исследований, проведенных под моим руководством достоверно выявлено, что в сфере охраны здоровья населения России федеральными органами исполнительной власти РФ используются методы управления здравоохранением нарушающие равноправие граждан России в реализации их прав, предусмотренных статьями 20 и 41 Конституции РФ. Например, из федерального бюджета ФОМС в 2020 году предусмотрено выделение субъектам РФ 2,25 трлн. руб. в соответствии с формулой, не содержащей ни одного показателя здоровья населения в этих субъектах или состояния их здравоохранения. Такая многолетняя практика неэффективного управления в значительной степени сохраняет и усиливает разрыв в продолжительности жизни российских граждан в зависимости от места проживания. ОПЖ сейчас различается среди субъектов РФ на 10 лет (Москва 78 лет, 8 субъектов РФ 68 лет). Федеральных органов исполнительной власти (министерства и ведомства), в функции и полномочия которых, входят решения по критериям эффективности здравоохранения ПРОСТО НЕТ. Как показал анализ нормативно-правовых актов и практики принятия решений органами исполнительной власти никто в системе управления и производства здоровья населения (Минздрав, ФОМС, комиссии, уполномоченные органы здравоохранения в регионах, медицинские организации, страховые медицинские организации) не отвечает за рост ОПЖ и не зависит от него.
Продолжение этой практики стратегически опасно, так как, российское здравоохранение при существующей модели управления, в которой нет мотивации эффективной деятельности, будет увеличивать разрыв между гражданами нашей страны в их праве на жизнь. Указ Президента РФ о достижении показателя ОПЖ для страны в 78 лет к 2024 году не будет выполнен. К экономическим потерям могут добавиться и политические напряжения с темами «Кто нас убивает? Где наши деньги на медицину? Кто отнимает у нас 10 лет жизни?», которые уже пробно осваиваются СМИ, [здесь были интернет-ссылки на статьи в несуществующем уже СМИ].
Проведенные пилотные исследования и методические разработки позволяют изменить стратегически важный тренд роста негативной нагрузки существующей системы управления здоровьем нации на позитивный, сократить региональные разрывы и выполнить указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 в части ожидаемой продолжительности жизни населения России. Подготовленные предложения, часть из которых представлена в виде проектов нормативно-правовых актов, методические и организационные выводы и рекомендации могут реализовываться немедленно и уже в 2020 году дать эффект ежегодного дополнительного снижения смертности не менее, чем на 1%, что эквивалентно затратам 500 млрд. руб. в год для существующей системы управления здравоохранением…»
Если у вас есть амбиции, полномочия или влияние на решение изложенной проблемы – мы готовы помочь вам своими компетенциями и опытом.
Если вам близко и нравится направление и содержание канала, не сочтите за труд подписаться и выразить свое отношение, что будет стимулом для нашей дальнейшей работы.
Зеркало канала в Телеграм - https://t.me/gosadminru