Найти в Дзене

"Когда вошли в Воронеж, там были только тропы, руины и все заминировано..."

Когда начинаешь искать информацию на тему Воронежа в годы Великой Отечественной войне, то в 90 процентах случаев попадается то, что он был разрушен практически весь, какие-то воспоминания об оккупации, о том, как не успели эвакуироваться и все в этом роде. Но, очень мало информации о том, что реально осталось после Воронежа, каким его увидели вернувшиеся в город жители. Что было на месте бывших жилых домов, знакомых заведений, парков, вокзалов? Месяц назад мы уже публиковали воспоминания очевидцев, вернувшихся в Воронеж, сегодня продолжение о том, как выживали в этих руинах "дети войны".

"Когда вернулись в город, шли по улице Кирова и там, где сейчас цирк. Дорог никаких не было, только одна тропинка и вокруг везде таблички "Мины". На площади от Ленина остался один только постамент и тоже ступить некуда, везде все заминировано. По узкой тропе прошли прошли к себе домой на склон Карла Маркса. По дороге встречались нам только саперы".

По поводу того, что вокруг были только тропы и никаких дорог, уже не первый раз встречаются воспоминания. Бои за город были очень жесткие, поэтому, это неудивительно, все было разрушено и завалено. Ну а что касается мин, то отступая немцы минировали абсолютно все, даже те же самые развалины. Брошенные банки из под консервов, найденные детские игрушки, кошельки, различные блестящие железки. В общем все, что может случайно привлечь внимание. Зачем они это делали? Чтобы максимально навредить, и неважно кто это будет, военные или мирные жители.

-2
"Когда пришли, оказалось что дом наш сгорел. Но зато соседний остался целый, там была кое-какая одежда внутри. Мать долго искала, а все только женское. Ну и одела меня в женскую рубаху. Ну а куда деваться, если нет больше ничего. Но это ладно еще, а где жить? недалеко стоял флигель кирпичный, еще дореволюционный. Мы туда зашли, а там гора пшеницы в углу насыпана и кровати с матрасами. Видимо немцы тут ютились. В соседнем доме немцы еще дыру в стене проделали, обзор оттуда хороший. Ну и пулемет туда поставили. Он там и остался, когда мы вернулись, патронов к нему много. И ящики с порохом остались, много его было. Мы затем этим порохом зимой дрова мерзлые разжигали, очень он нам пригодился".
-3
"На стенах домов, на телеграфных столбах, на различных круглых афишных тумбах, везде белели белые листочки: выжившие и вернувшиеся в город люди искали друг друга, писали где кого найти можно".
-4
"Мы ходили за саперами следом все время. Они нам все рассказывали и показывали, ну а мы впитывали всю информацию. Помню, как ходили с ними в центр города. В то время туда было страшно нос сунуть - в любом месте можно было наткнуться на фашистский сюрприз, все здания были напичканы минами. После того, как центр города был расчищен, саперы уехали. Но на городских окраинах оставалось еще много заминированных участков и тогда мы ребятами решили продолжить их дело. Ходили как грибники шомполами от винтовок песок расчищали. Так мой брат погиб, а затем и Леша Медведев. Трудно сказать, что тогда нами двигало, просто хотелось чтобы никто больше не погибал, не подрывался на минах".
-5
"Мама пошла на телеграф, нашла там знакомых, снова стала работать. Электроэнергии в городе тогда нигде не было, трамваи все стоят, а ведь нужно было катушки с кабелями возить, они большие такие. Женщины траншеи рыли, прокладывали там кабеля по проспекту Революции и на вокзал. Вагоны женщины по рельсам толкали, везли вот таким образом в них кабель".
-6
"В дом, где мы жили, вернулись хозяева и попросили нас уйти. Пожили немного в другом доме, но туда тоже хозяева вернулись и пришлось снова уйти. Соседка ненадолго нас приютила, крыша ведь нужна над головой какая-никакая. Но надоело уже скитаться и мать выпросила у начальства доски. И тут я начал сам строиться, кирпичи без раствора положил, глиной обмазал. Я же ведь пацаном был еще, ничего не понимал. Взял железо с крыши сгоревшего дома и стал сооружать. Один сосед решил помочь, говорит: "Неправильно железо кладешь, вода затекать будет". Взялся мне помогать, а сам потом половину железа унес. Но у него тоже дома не было, можно понять. Из разбитых домов притащил окошко, дверь, печку кое-какую сам сложил".

Из воспоминаний В. Размустова, В. Журавлева, Г. Короленко.

Подписывайтесь на мой канал, впереди еще много интересного о нашем городе

Исторический канал мужа, который помогает в поиске многих архивных материалов