Британская рок-группа Spinal Tap переживает не лучшие времена. Продажи альбомов падают, лейбл не одобряет обложку, турне организовано из рук вон плохо, и в довершение всего начинаются творческие разногласия между участниками группы. Всё это снимает молодой режиссёр-документалист, решивший заглянуть за кулисы своих кумиров.
Роб Райнер прошёл долгий и тернистый путь в кинематографической сфере, начиная с эпизодических ролей (к примеру в сериале «Бэтмен») и написания сценариев к телепостановкам. Билетом в большое кино для него стал выпуск рокъюмернтари-мокъюментари «Это – Spinal Tap», которую он создал совместно с тремя актёрами-музыкантами Майклом МакКином, Кристофером Гестом и Гарри Ширером.
Фильм в год выхода был многими не понят, поскольку нашлись зрители, которые приняли поведанное за чистую монету и вообще не смеялись во время просмотра, считая, что есть в реальности такая группа, которая ускользнула от внимания зрителя. Только со временем «Spinal Tap» обрели культовый статус и свою фан-базу, отчего теперь у многих лежит на полке диск, вероятно, соседствующий с «Tenacious D: Медиатор судьбы».
Рекомендовать эту «рокументальную» картину для массового зрителя решение сомнительное. Ибо всякая пародия смешнее только тогда, когда знаком с объектом пародирования. Возможно потому Spinal Tap и интересует довольно ограниченный круг людей, которые в сердце являются «тру рокерами». Хотя казалось бы – на тот момент уже было создано MTV и глэм плавно завоёвывал сцену.
В общем-то, считать фильм Райнера смешным трудновато. Не зря на постере к нему красуется выдержка из критического отзыва Newsweek - «самый смешной фильм, когда либо снятый про рок-н-ролл». Он безупречно зайдёт какой-нибудь волосатой парочке фанатов рока, которые во время просмотра будут увлечённо находить щедро раскиданные «пасхалочки» от любимых музыкальных коллективов. Для непосвящённых же здесь будет ясна разве что едкая сатира на персону Йоко Оно, ну и может быть кто-нибудь угадает схожесть облика басиста с Лемми из «Motorhead».
В остальном вряд ли кто-то поймёт, в чём прикол непонятных метаний лейблов с обложками, напоминающих детский капустник представлений и постоянно упоминающихся имён и событий. Пожалуй, куда вернее «Это – Spinal Tap» не высмеивает, а скорее отражает типичные тенденции любого артиста сцены, вне зависимости от жанра – ведь в 60-ые бунтом считался рок, а в конце 80-х этот титул перехватил рэп. Стремление как-то выделиться, дабы удержаться на коммерческом плаву в мире, где всё начинается с трёх аккордов.
Если с чем-то и прогадал Райнер, так разве что только с выбором париков, поскольку достаточно вспомнить Клауса Майне или Ронни Джеймса Дио, которые в свои 40 (возраст участников Spinal Tap) уже выглядели несколько комично из-за облысения. Ходят слухи, что Райнер намерен снять сиквел – возможно это найдёт своё отражение там.
Как никак история уже подкинула массу новых тем для сатиры – будь то повальная мода на гранж в 90-ые, травмы шеи от «хэдбенгинга» Дэйва Мастейна и Тома Арайи, альбомы, выпускаемые уже не раз в год, а раз в 10 лет, и соревнование в длительности композиций – вроде тех же Iron Maiden, чья великолепная «Empire of the clouds» известна в первую очередь своим хронометражем. А уж сколько с тех пор музыкантов ушло в сольное плавание и сайд-проекты – не счесть. Несмотря на всю сатиру и подчас издевательский юмор, «Это – Spinal Tap» завершается на душевной ноте воссоединения – ведь в конечном-то счёте в рок приходят не ради славы – а ради возможности зажигать.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.