Сочетания цветов и размытые прямоугольники - что все это значит? Попробуем разобраться, расшифруем картины художника Марка Ротко и узнаем, что они говорят об их авторе с точки зрения психологической науки.
Краткая справка о художнике
Я стал художником, потому что хотел поднять живопись до уровня остроты музыки и поэзии.
Марк Ротко (1903-1970) родился в нынешней Латвии и через десять лет его семья мигрировала в Америку. Там он обучался живописи, писал картины в стиле экспрессионизма, но не лишенного романтизма и реалистичности. В начале 40х его работы приобретают полуабстрактный характер, затем сюрреалистический, после пропадает сюжет и художник перестает обозначать сюжет в названии, а начинает нумеровать работы. В 50х Марк Ротко стал одним из лидеров направления абстрактного экспрессионизма. Он максимально упрощал структуру, сводя ее зонам чистого цвета.
Итак, на чем будет основан анализ когда нет фигуратива и проективные методики не подходят? Для исследования интересна авторская манера художника в создании работ, его характерный почерк - выражение эмоции через форму и комбинирование цветов.
Вот как искусствоведы описывают его работы: "«Плавающий» эффект, получаемый Ротко с помощью цветовых пятен, ненавязчиво «убеждал» зрителя в изменчивости и непостоянстве мира, где все меняется, являясь зыбким, преходящим. Основу композиций составляли прямоугольники, выстраиваемые в вертикальный ряд."
На помощь в исследовании приходят характеристики потребностей через используемый цвет. Это очень важный элемент моего изучения, так как через изменения приоритетных цветов можем отследить изменения общего эмоционального состояния автора в ретроспективе. Подробно разбираю эту тему на лекториях "Расшифруй себя через искусство", здесь же приведу итоги.
Марк Ротко использовал широкую палитру цветов и начало создания прямоугольных абстракций было залито эмоциями желтого, розового, красного. Что может сказать о том, что автор в тот момент находился в оптимистичном, открытом и эмоционально приподнятом состоянии, в активной жизненной позиции. Однако, если посмотреть на последние года жизни, в них отсутствуют данные цвета. Последние года жизни великого художника окрашены в серый, черный и коричневый цвета, что говорит об усталости, поиске опоры в жизни, желании спрятаться и обрести эмоциональный покой. Последние года жизни великого художника были омрачены обнаруженной болезнью, разводом с женой и об этом говорят его картины. К сожалению, итоговый результат данного психоэмоционального состояния был безрадостным - художник покончил с собой в 1970 году.
Также в анализе творчества Марка Ротко можем применить знания характерных черт личности через выбранную форму. К прямоугольнику, как форме выражения, автор обращался еще в ранних работах. Если снова ретроспективно взглянуть на творчество Марка Ротко, то мы увидим те же прямоугольники, но только имеющие фигуративное изображение. В процессе они эволюционировали в абстракции, сохраняющие свою форму выражения. Прямоугольник - символ трансформации, характеризует временную форму состояния личности, которая с интересом относится ко всему происходящему, отличается смелостью в попытке сделать то что не делали раньше, открытостью для новых идей, способов мышления и жизни. Однако, так как это переходный период, то человек находится в состояние замешательства, запутанности, неопределенности в отношении себя, для человека характерна резкая смена поведения, доверчивость и ранимость.
Хотите определить определения себя и своих близких через форму, внизу статьи ссылка на тест для самодиагностики "Какая ты фигура?".
В заключении хочу сказать, что цель исследования расшифровки художников - показать как еще можно смотреть работы для лучшего понимания высказывания великих мастеров.
Закончу цитатой великого художника Марка Ротко:
Картина — это не изображение опыта, она сама – опыт.
Надеюсь было интересно, ставь лайк 👍 , если понравилось. Буду рада тебе в подписчиках - это поможет каналу развиваться, а тебе не пропустить техники самодиагностики и расшифровки великих художников❤️