За "лентой".
( Имена, позывные и названия населённых пунктов изменены по известной причине).
Утром 17 октября мы получили под роспись автоматы, по четыре магазина с патронами, штык-ножи, фронтовые аптечки с Пармедолом и прочей необходимой на фронте хренью. Бронежилеты нам выдали уже более современные,- кевларовые Ратник-6, вес которых 10 кг и современные каски, которые не надо подгонять под голову, она на голове сидит как влитая. Не дали только спальные мешки, на передовой нам пришлось обходиться без них, из-за чего я и подхватил там две пневмонии подряд. Чем-то мы и на фронте разжились. Я разжился там гранатометом РПГ-7. Дело в том, что там этого добра хватает, остается после эвакуации раненных и погибших. При эвакуации все это сдается начмеду ( начальнику по медицинской части). Получив всё это, нас повезли за " линию" в Харьковскую область.Когда въехали на территорию Украины, то дали команду:" Магазины пристегнуть к автоматам, патрон в патронник, автомат на предохранитель. В телефонах отключить интернет, геолокацию и поставить на режим полёта ". Всё, связи с родными не будет! Нам троим: Прапору, Т-34 и мне обещали службу где-нибудь на КПП в силу нашего возраста. Ага, держи карман шире! КАМАЗ был с тентом, дорогу не видно. Засекли время и среднюю скорость КАМАЗа, чтобы понять насколько далеко нас увезли от деревни Хохлово. Часов через двенадцать приехали на вторую линию фронта в трёх километрах от передовой на Сватовском направлении. Украина страна большая и направления фронтов очень и очень длинные. Если сказать на Сватовском направлении, это сказать ни о чём. Впоследствии мы поняли, что это недалеко от поселка Ягодный. Нас, "троицу пресвятую" высадили здесь, остальных повезли дальше. Пошли почти нескончаемые дожди. Мы возле штабной палатки под дождём почти полдня ждали когда начальник штаба соизволит нас хоть куда-то определить. Наконец-то он вышел и сказал, чтобы мы шли в соседнюю лесополосу к своим, к пехотинцам. Уже вечерело. Мы думали, что здесь и заночуем, но приехал на БМП наш взводный, загрузил наши вещи, посадил на "броню" и повёз на первую линию фронта. Не знаю как на других направлениях, но на нашем было так: на первой линии фронта добровольцы, впереди нас только штурмовые отряды, на второй линии мобилизованные. Мобилизованных насильно призвали и за них хоть малую, но несут ответственность, а добровольцам один ответ: " Вы тут по своей воле! " Типа, нас сюда никто не звал. Соответственно и з/п у мобилизованных 200 тыс минус подоходный, у добровольцев 20-30 тыс. минус подоходный. Кто уходил из Москвы, тем еще плюс Собянинские 50 тыс. в месяц. Хотя добровольцев оказалось, наверное, больше, чем мобилизованных.
Нас привезли в Кленовую балку
( название изменено), что недалеко от посёлка Ягодный, где шли очень тяжелые бои. В полтора километрах от нас небольшая деревушка Васильевка( опять же название изменено) занятая ВСУ, а до населённых пунктов занятых нашими войсками как "до Луны на тракторе", хорошо, что я сигарет набрал перед " лентой ".Пару раз нам привозили гуманитарку, но сигареты из неё забрали ещё до нас. Большим спросом в гуманитарке пользуются сигареты, вода, газовые минигорелки, штыковые и совковые лопаты- много ли ты сапёрной лопаткой выкопаешь? А вот предметы гигиены не очень. Десять раз подумаешь, умыться или кофе себе заварить.Лучше кофе заварить, а подмыться влажными салфетками из гуманитарки. Поэтому мы там и небритые, из-за чего на СВО появилась примета, что если побреешься, то погибнешь (глупость и суеверие конечно, но примета появилась).Очень душу грели записки из России и рисунки детей, рисунок пятилетнего мальчика из Курска я берегу до сих пор. Читаешь эти записки и понимаешь, что ты здесь не зря! Нам троим дали задачу охранять подбитый танк. Придём с караула, накидаем тряпки на землю, оденешь бушлат, ватные штаны и ложишься спать, сверху укроешься плащ-накидкой. Но всё равно дожди и грязь берут своё; когда заболел, то перед эвакуацией выкинул свои берцы, бушлат и плащ-накидку. А куда эти комки грязи брать с собой?
Мы знали, что едем на войну. Но мы не думали, что эта война в 10 раз страшнее, чем мы думали. Это не война живой силы, это война артиллерии, дронов, мин и растяжек. Можете мне не верить, но тишины там нет от слова совсем! Когда попал в Белгородский госпиталь, то у меня полтора суток звон стоял в ушах от тишины. Я стал привыкать к тому, что если выстрел и слышен свист снаряда, то бояться не надо. А вот если выстрел и тишина, это твой, закапывайся куда- нибудь поглубже.Я очень боялся дронов, от него ведь не спрячешься, он снабжен видеокамерой, тепловизором и гранатами. Звук дрона напоминает звук электрической машинки для стрижки. До сих, услышав похожий звук, у меня как серпом по одному месту.
Там действительно сходишь с ума! Раз слышим по рации:
- Рядовой такой-то бросил автомат и ушёл в сторону России.
Уважаемые читатели не осуждайте таких. Во-первых, человек не в себе, а во-вторых он сделал свой выбор, вместо уважения и льгот позор и от десяти до пятнадцати лет тюрьмы. Иногда и по морде приходилось заехать, чтобы привести человека в чувство.
Спрашиваю у ротного:
- Какого хрена я здесь делаю? За все время ни разу на курок автомата не нажал!
Отвечает:
- А ты здесь для того, чтобы был здесь!
Территория занята российскими войсками и на ней должны быть наши солдаты. Хотя был у меня один выстрел, который оставил шрам в душе на всю оставшуюся жизнь. Вечер, подъезжает БМП и человек на чисто русском спрашивает у меня дорогу. Я присмотрелся, а у него на рукаве жёлто- синяя нашивка. Это украинец заблудился, они же недалеко от нас стояли. И я чисто автоматически нажал на курок гранатомёта. А не нажал бы, сколько бы он наших загубил бы?! Это закон войны, не ты врага, так враг тебя. Гораздо больше мучает совесть, что мне приходилось в неразберихе ходить по нашим двухсотым. Не так далеко от нас стоял КАМАЗ со снарядами. И Игорь из Карелии, с которым мы вместе были перед "линией" собрался идти в КАМАЗ спать. Через пять секунд в кабину машины прилетела мина. У Игоря левая рука посечена осколками, а он не чувствует, ребят спасать надо. Вызвали по рации медиков, кому выше раны жгутом перетянули, кому Пармедол вкололи. А четверых пришлось собрать по частям и уложить в мешки для трупов, которые тоже идут с гуманитаркой. Четверо погибших и пятеро раненных. Машина приехала за ними довольно- таки быстро. Игорь не хотел ехать. Мы ему:" Вот шок пройдёт и ты завоешь от боли! " Слава Богу, отправили.Вот так пять секунд спасли человеку жизнь. На пять секунд раньше пошёл бы в КАМАЗ, не было бы его сейчас в живых. Вот в этих неразберихах и приходилось наступать на трупы своих сослуживцев. Не зная их имен ( позывной не имя!), я молился и молюсь за них:" За убиенных на поле брани воинов".
На войне люди разных вероисповеданий, но атеистов там я не встречал. Перед "лентой" мне звонил знакомый батюшка из Зеленограда, просил, чтобы я узнавал имена православных крещёных и высылал на Вацап их списки, а он за них будет молиться. Иногда подойдешь к татарину, а он крещёный. Потом я ему звоню, говорю, что ухожу за "линию" и связи не будет, списки высылать не смогу. Он мне отвечает, что не надо, он взял на себя добровольную обязанность молиться и за крещёных, и за некрещёных, и за иноверцев. Беда-то общая для всех.
А Т-34 продолжал чудить! Пошёл раз "до ветру", слышим взрыв и крик как будто вой раненного волка. Выскакивает Т-34. Оказывается умудрился сесть на растяжку. На заднице только одна небольшая царапина. Везёт же не то дуракам, не то армянам! Он армянин по национальности.
Другой раз приходит к нам без автомата. Прапор у него спрашивает: " Где твой автомат?! " Молчит. Оказывается это чудо опять пошёл в туалет, бросив автомат, вернулся, а оружия нет! Я ему:
- Валер, сколько раз я тебе ещё перед лентой говорил, чтобы вообще с автоматом не расставался! Вот сейчас они выскочат из ближайшей лесополосы и что ты будешь делать? Из пальца их пугать? Та-та-та, та-та-та?
Утром Прапор пошёл в соседний отряд и вернулся с его АК. Это ребята так решили его наказать, чтобы не бросал оружие. Т-34 и сейчас чудит. То после госпиталя очень долго в нашей части, что находится недалеко от Нижнего Новгорода, не появлялся отметиться и написать необходимые рапорта. Говорил, что ему в военкомате сказали за него Министерство Обороны все сделает. Кто за тебя что будет делать, если ты сам за себя не позаботишься?! Как его ещё в СОЧи ( Самовольное Оставление Части) не записали и он срок не охватил? То недавно звонил мне, интересовался, почему ему з/п за март не пришла. Я ему говорю:"Валер, з/п идет месяцем позже, а ты уже давно демобилизованный, за февраль была твоя последняя зарплата из армии. Ты уже не служишь и хочешь от Министерства Обороны до конца своих дней з/п получать? " Есть такие люди, как дети. Он ещё и добровольцем пошёл со стендом в сердце, за что недавно военком Чертановского военкомата Москвы, откуда мы уходили на СВО, получил хороший нагоняй!
( Продолжение следует).