Но эту связь я покажу ниже, а пока начнём чуть-чуть издалека.
7 марта 2023 проходила виртуальная встреча межправительственной индийско-российской комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству, на которой обсуждались вопросы дефицита торгового баланса и доступа к рынкам.
Думаю, что вы уже не раз слышали о том, что в прошлом году нам удалось нарастить товарооборот с Индией в два с половиной раза и он вырос до $38,4 млрд.
На фоне введения Евросоюзом и США санкций и потолка цен на российскую нефть мы проводили переориентацию экспорта с ЕС на Индию, в результате чего нам в значительной мере удалось нивелировать их попытки снизить доходы нашего бюджета.
Но если взглянуть на карту, то нетрудно понять, почему раньше мы не поставляли свою нефть в Индию:
Под боком у этой страны находятся все нефтедобывающие страны Персидского залива, и доставка из них нефти обходилась значительно дешевле, чем из России, поэтому для того чтобы заинтересовать Индию в наших поставках, нам пришлось продавать нефть с дисконтом, то есть дешевле рыночной цены.
Дисконт, как оказалось, был не слишком велик, Индия не пыталась воспользоваться такой ситуацией к своей выгоде и играть на значительное понижение цены.
Поэтому такая переориентация была бы для нас практически полной победой и мы могли бы торговать с этой страной за национальные валюты: рубли и рупии, если бы у нас с ней был в наличии торговый баланс - то есть, они покупали бы у нас товаров примерно на ту же сумму, на какую продавали нам своих.
Однако у Индии с Россией имеется большой торговый дефицит, и это является серьёзной проблемой.
По 2022 году данных по индийскому экспорту в Россию у меня нет, таможенная служба перестала их публиковать со второй половины года, но мы можем оценить этот дефицит по 2021 году:
Индия за 2021 год экспортировала в РФ товаров на $4,43 млрд. В основном это продукция химической промышленности (31,7%), машины, оборудование и транспортные средства (29,9%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (16,34%), металлы и изделия из них (7,69%), текстиль и обувь (7,31%).
Вряд ли этот экспорт из Индии в Россию существенно вырос, поэтому можно ориентироваться на цифру индийского экспорта в 2022 году - $5 млрд.
Таким образом, если торговый оборот в 2022 году составил $38,4 млрд, то получается, что Индия импортировала из России товаров на сумму приблизительно $33 млрд, а экспортировала в Россию на $5 млрд.
В таких условиях переход на взаиморасчёт в национальных валютах невозможен, потому что только 5 млрд долларов мы можем получить с них индийскими рупиями, а затем закупить на эти деньги товары в Индии.
Оставшиеся же 28 млрд долларов индусы должны нам выплачивать либо в долларах, либо в китайских юанях, потому что, если взять с них эту сумму рупиями, то на эти на лишние рупии мы больше нигде, ничего не купим, даже в Китае, потому что и с Китаем у Индии имеется торговый дефицит, поэтому и юанями с нами они тоже расплатиться не могут, им ещё китайцам надо чем-то платить.
Единственный торговый партнёр Индии, с которым у неё есть торговый профицит, это США, а значит, оставшиеся деньги мы могли бы взять долларами, но в свете проводимой нами дедолларизации это тоже не очень хороший выход, тем более, что долларами Индия вынуждена расплачиваться и с Китаем тоже, потому что и Китаю лишние рупии не нужны.
Этот вопрос крайне серьёзен, и потому он обсуждался не только 7 марта 2023 года в виртуальной встрече, но и 18 апреля в реальной, когда Индию посетила наша делегация во главе с Денисом Мантуровым.
Урегулировать проблему дисбаланса можно только через увеличение экспорта из Индии, а также путём захода индийских инвесторов в Россию, где они могли бы построить какие-то свои предприятия и зарабатывать на нашем рынке рубли.
Одно из таких предприятий уже планируется построить в 2023 году: завод по производству тракторов в Чувашии.
Однако это дело небыстрое и вряд ли позволит кардинально улучшить торговый баланс. Ещё один вариант - увеличение турпотока из России.
И вот тут мне в голову пришла одна неплохая идея, как индийцы смогут быстро увеличить количество зарабатываемых рублей, чтобы затем покупать на них нашу нефть и другие товары, и таким образом мы с ними решим эту проблему.
Прежде чем озвучить её, сделаю короткую ремарку:
По данным Министерства торговли, экспорт Индии в страны Персидского залива в 2021/22 годах составил $44 млрд.
Импорт в Индию из стран Персидского залива - $110,73 млрд.
То есть дефицит в торговле с этими странами у Индии, казалось бы, ещё более впечатляющий, нежели с Россией - МИНУС $66,73 млрд.
Чем же Индия расплачивается с этими странами, не рупиями же? Ведь профицит торговли с США не настолько велик, чтобы его хватило на всех торговых партнёров.
Оказывается:
Индия балансирует торговлю импортом рабочей силы. Из примерно 32 миллионов индийцев-нерезидентов почти половина работает в странах Персидского залива и регулярно отправляет денежные средства на родину.
Согласно отчету Всемирного банка, в 2021 году в Индию поступило 87 миллиардов долларов в виде иностранных денежных переводов. Из них значительная часть - из стран ССАГПЗ.
И вот в свете того, что а) в России не хватает рабочих рук, а в Индии их хоть отбавляй - под миллиард; б) нам с Индией необходимо как можно быстрее выравнивать торговый баланс, и в) от мигрантов из Средней Азии исходит опасность для россиян и в плане терроризма, и в бытовом и в демографическом плане, я и хочу предложить Марату Шакирзяновичу Хуснуллину обратить пристальное внимание на эту возможность и начать замещать среднеазиатскую рабочую силу (1) в России на индийскую (2), или хотя бы больше не увеличивать первую, а наращивать вторую.
Это было бы обоюдовыгодным для нас с Индией решением, ведь работники из этой страны своим отношением к работе и поведением, видимо, во всём устраивают строгие Арабские страны: Саудовскую Аравию, ОАЭ, Катар, Кувейт, Оман и Бахрейн, а значит, устроят и Россию.
И при этом они будут рубли конвертировать не в доллары, как это делают гастарбайтеры из Средней Азии, а в рупии, излишне нами полученные при продаже нефти и других товаров, и переводить их обратно в Индию.
Таким образом, торговый дефицит с Индией может быть легко, просто и быстро устранён.
Индия к этому уже готова! Дело осталось за малым - довести эту мысль до Марата Хуснуллина. Кто-то из вас сможет до него "достучаться"?
Ну, снова ненадолго прощаюсь, а вы подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить... и на телеграм-канал не забудьте.