.
«Он стал поэтом. Для математики у него было слишком мало воображения.»
(Давид Гильберт – немецкий математик)
Все, что мы имеем в жизни по собственной воле, стало возможным только после того, как мы сначала смогли себе это вообразить. Все, что против нашего желания навязали люди, механизмы или природные явления, тоже связано с воображением, точнее, с нашей неспособностью вообразить способ защиты от нежелательного воздействия.
Все известные нам виды интеллекта человека указывают либо на его способность что-то вообразить, либо на отсутствие таковой.
Маленькие дети в большинстве своем воображают возможное и невозможное. Поэтому их обладание зачастую значительно выше, чем у взрослых. Да, мы взрослые в самом начале пути наших детей являемся источником необходимых ресурсов для реализации их фантазий, но со временем они находят нам достойную замену. Их воображение и знания позволяют создавать что-то ценное для других людей, которые в обмен за это дают им помощь, деньги, защиту, кров и прочие ресурсы. Эти дети становятся счастливыми взрослыми.
Бывает другое «воображение», которое позволяет выросшим детям обманывать людей во взрослой жизни, они тоже обретают ресурсы, иногда большие деньги, подчиняют своей воле красивых мужчин и женщин, но счастливыми не становятся. Поэтому для успокоения пьют Виски или антидепрессант Золофт.
Занимаясь наймом людей, я каждый день сталкиваюсь с воображением или его суррогатной копией у кандидата на вакантную должность. Обладатели суррогатного воображения не имеют шансов попасть в компании моих клиентов.
Кто и как превращает божий дар ребенка в суррогат? Не поверите! Школа! А потом «воображение» шлифуют институты.
Из людей делают «болты и гайки» для общества потребления. Лишь единицы, пройдя через этот «уравнитель» остаются упругой сталью, способной разрешать жизненные задачи.
Почему правильная школьная математика требует воображения? Потому что она про жизнь. Она результат творческого поиска решений реальных жизненных задач.
Яблоки, конфеты, бассейны с водой, бассейны без воды, поезда, которые идут на встречу друг другу или наперегонки с автомобилем. Чтобы понимать и применять математику нужно воображение! Правильная математика тренирует воображение. Правильные физика, биология, химия и география тоже его тренируют. Все, что связано с точными науками, с изучением окружающей нас вселенной, её пространствами, скоростями, законами взаимодействия материалов, помогает ребенку развивать воображение. Правильно изучаемые языки: русский, английский, испанский, китайский и прочие, изучение культуры этих народов, их литература, позволяют развивать у каждого воображение в части возможных последствий того или иного общения с людьми различных национальностей и конфессий.
Я задаю детскую задачу кандидату на должность руководителя строительного проекта со стоимостью 800.000.000 рублей: «Кирпич по условиям задачи весит один килограмм плюс еще полкирпича. Сколько весит кирпич?» Через пять минут неудачных расчетов кандидат впадает в истерику, утверждая, что это для него унизительно, что он оказывается уже 20 лет успешно руководил большим количеством крупных строительных объектов, что ему уже 45 и он не хочет решать таких дурацких задач.
Большинство учителей в школах не добиваются от ребенка понимания и его способности выносить собственные суждения по изучаемому предмету! Они как правило заставляют детей запоминать!
Запоминание без понимания убивает воображение.
Конечно же, как и везде есть исключения. Таких уникальных учителей, которые дают знания и понимание, дети любят и запоминают на всю оставшуюся жизнь.
Что это такое корень квадратный?
Наверно каждый из нас сможет взять корень квадратный из 4, 9 или 16. Но, что это такое корень квадратный? На этот вопрос я получал от собеседников разные ответы, самый логичный был таким - «Это функция обратная квадрату числа». Тогда возникает вопрос, а корень квадратный из 7 – это функция обратная чему? Нет такого числа, квадрат которого давал бы точное число 7 без каких-либо округлений. Корень квадратный из 7 равен примерно 2,64575131106.
Так вот, корень квадратный из какого-либо числа дает вам длину стороны квадрата, величина площади которого и находится у вас под знаком корня. Представьте себе квадрат, представьте его себе с примерной площадью 7 квадратных сантиметров и тогда, вы сможете представить себе его сторону. Вот оно воображение!
А теперь проделайте все тоже самое с корнем кубическим из 27, вы получите куб со стороной 3 см. Представляете сторона у кубика всего 3 см, а в нем аж 27 кубических сантиметров объема!!! Включите воображение, и вы сможете представить себе, что значит корень кубический из 25.
В школе детей приучают к нездоровой игре. Они должны быть изворотливы и хорошо сдавать экзамены, тесты, контрольные работы, ОГЭ, ЕГЭ. При этом настоящего результата обучения от них как правило не требуют с такой же настойчивостью, как посещения занятий по натаскиваю при сдаче ОГЭ или ЕГЭ.
Что такое настоящий результат обучения? Это человек знающий ключевые данные предмета, способный самостоятельно видеть и находить необходимую информацию по предмету, производить анализ и выносить суждения по поводу увиденного, действовать в соответствии с собственными выводами и добиваться отличного или как минимум удовлетворительного результата.
Вы прекрасно знаете, что практически все дети, обучающиеся в школах для избранных, сидят на репетиторах по основным предметам. Не дает существующая система обучения удовлетворительных знаний. Нет результата. Уберите репетиторов, и многие элитные дети скатятся до уровня незнания обыкновенных школ.
Учителя, не дающие результата, ежегодно выпускают из школ сотни тысяч подростков не способных давать результат, но способных создать видимость наличия результата. Некоторые из этих выпускников благополучно зачисляются в институты и университеты.
Потом они приходят к вам на производство, в медицинские учреждения, в авиаотряды и в нашу армию в том числе. И вот там начинается «обучение» на крови: компании разоряются, самолеты падают, наркоза дают недостаточно, чтобы человек был обезболен, офицеры, не имея нужного воображения для ведения боевых действий, губят тысячами наших детей, генералы не стреляются после поражений, как раньше, а покупают себе новые особняки.
Я не буду в этой статье описывать все принципы правильного обучения детей.
Я хотел бы дать вам только один совет.
Дети могут стать намного более успешными, если у них перед глазами появится человек, который является для них авторитетом (в хорошем смысле), который сам правильно и постоянно обучается.
Посмотрите на себя и ответьте на вопросы:
- Сколько и чему вы обучались в последнее время?
- Видит ли ваш ребенок, как правильное обучение меняет вашу и его жизнь?
- Видит ли он, что ваша постоянно растущая компетентность позволяет добиваться в жизни более значимых результатов?
Если ответ «да», то у вашего ребенка больше шансов сохранить свое воображение и добиться успеха. Потому, что многого мы добиваемся благодаря самообразованию.
Если ответ «нет». То вы можете изменить это и повысить собственные шансы на успех и шансы своего ребенка.
Будьте примером для своего ребенка и тогда его шансы стать счастливым взрослым возрастут!