Владивостокская крепость держит оборону. Недавние хищения металла с Третьего форта побудили сотрудников музея имени Арсеньева напомнить: уникальное военное сооружение само нуждается в охране. С 90-х годов крепость потеряла тысячи тонн металлических укреплений и уже исчерпала этот ресурс. Увидят ли следующие поколения ее бетонную красоту— зависит от действий сегодня. Подробности — у Оксаны Данилюк.
За три с половиной года музей-заповедник имени Арсеньева объединил на своем балансе 66 объектов крепости. Сборщики металла сейчас - скорее, исключение из правил, говорит директор Виктор Шалай. Гораздо важнее — защитить памятник истории от ретивых строителей. Благо, что редуты и батареи теперь прописаны в Планах застройки и землепользования. Закон на стороне музея.
Виктор Шалай, директор Музея-заповедника Истории Дальнего Востока им. В. К. Арсеньева:
"На Поспелова, на Елене, туда ближе к концу университетского проспекта... Сколько резидентов ТОР заявляется, которые хотят построить огромные проекты там. Объекты крепости там находятся в зоне риска! Весь полуостров Саперный теперь защищен. Нахимовский комплекс, который у нас при заезде на Русский мост, там не всегда глазу видно тем, кто проезжает, но там находится у нас немало объектов Владивостокской крепости, он у нас защищен!"
На объектах крепости одни изучают историю, другие — сбрасывают мусор и сжигают горы покрышек. Поэтому музей и его соратники бдительно охраняют на Русском острове Новосильцевскую батарею, форт Поспелова, Великокняжескую батарею - те, что транспортно доступны и наиболее популярны. Кстати, теперь туда будут продавать билеты, а вырученные средства пойдут на нужды крепости и вывоз отходов.
Артем Мельников, руководитель филиала «Владивостокская крепость» Музея-заповедника Истории Дальнего Востока им. В.К.Арсеньева:
"При каких-то нарушениях либо скоплениях людей, которые жгут костры на объектах, организуют сомнительные мероприятия — ФГУП «Охрана» нам об этом сообщает, соответственно, делает замечания. Мы как-то пытаемся на это реагировать".
Уборка деревьев, погибших в ледяном дожде, покос травы, установка информационных табличек - все это повседневный труд музейных сотрудников. Расширяются парковки и санитарные зоны — проще говоря, у крепости станет больше туалетов. На отдаленных объектах установят металлические двери и решетки.
Виктор Шалай, директор Музея-заповедника Истории Дальнего Востока им. В. К. Арсеньева:
"И мы блокируем на Седанскинском перевале — просто блокируем вход на четверку, на третий форт, на первый форт в принципе попасть невозможно, там стоит охрана, и на семерку".
Вход в подземелья, которые так манят туристов, теперь - только по согласованию с музеем! Для безопасности всех, кто любит историю.
Оксана Данилюк, Андрей Толстихин, «Вести. Приморье»