Найти в Дзене
Анатолий Цыганков

Поехали. На чём?

Вопросы транспортной доступности для жителей поселений обсудили в Общественной палате Карелии.

Общественная палата России готовит предложения для федерального правительства по вопросам организации транспортного сообщения. Для российских просторов более чем актуальная тема. И, приехавший в Петрозаводск член Общественной палаты России Илья Зотов, которому поручено собрать информацию в регионах, желательно получив её из первых рук (от местных жителей), стал организатором круглого стола, на который приглашены были кроме членов Общественной палаты республики также представители правительства Карелии и Петрозаводского городского самоуправления.

Илья Зотов, предваряя разговор, сказал, что готовится заседание Госсовета России и членам Общественной палаты РФ поручено проехаться по регионам, чтобы провести на местах обсуждение темы – а правильнее всё-таки сказать проблемы - о развитии общественного транспорта в субъектах Федерации. Конкретно перед Зотовым поставлена задача собрать народные предложения. Прямо скажу, непростая задача. Даже не самый представительный по составу участников петрозаводский круглый стол так широко растёкся претензиями к органам власти по обсуждаемой теме, что возникало ощущение: а хватит ли ресурсов у власти, чтобы создать современную транспортную инфраструктуру для людей?

Основными докладчиками со стороны органов власти стали Андрей Наумов (министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи РК) и Юлия Мизинкова (мэрия Петрозаводска).

-2

О чём рассказал Наумов? Все виды общественного транспорта развиваются в Карелии успешно. 14 внутрирегиональных железнодорожных маршрутов функционируют, с 2020 г. запущены рельсовые автобусы «Орланы» (уже по пяти направлениям они курсируют). Вскоре такой же «Орлан» появится на севере Карелии, на маршруте «Лоухи-Пяозеро».

-3

Авиационный транспорт развивается в республике. В прошлом году более 110 тысяч жителей Карелии воспользовались воздушными перелётами (девять межрегиональных маршрутов действуют). Развивается внутриреспубликанское авиационное сообщение (действующие аэродромы – в Петрозаводске, Костомукше; вскоре появится Кемский и Калевальский площадки для приёма самолётов).

-4

Автомобильный пассажирский транспорт. Действует сеть перевозок состоящая из тринадцати частных компаний и двух государственных междугородних предприятий (на этих два предприятия приходится 85% всех общественных перевозок). Правительство Карелии, решая задачи транспортного сообщения между городами республики, приобрело для предприятия «Карелавтотранс» 62 новых автобуса.

Внутрирайонные перевозки пассажиров организуют в том числе и органы местной власти. Для МСУ за два последних года закуплено 35 автобусов.

Строятся либо уже введены в эксплуатацию автовокзалы в Петрозаводске, Пряже и Пудоже. Новые автовокзалы будут возводиться в Суоярви и в Олонце.

Разговор о стоимости проезда (о тарифах) всегда сложный, поскольку в каких-то случаях государство не влияет на ценообразование (это когда действуют нерегулируемые тарифы).

Андрей Наумов, в общих чертах рассказав о том как развивается отрасль, подчеркнул, что общественные перевозки являются по сути оказанием социальных услуг населению и потому республиканскому бюджету приходится доплачивать перевозчикам.

Заместитель мэра Петрозаводска Юлия Мизинкова рассказала как столичная власть организует общественные перевозки, стараясь явно меньше о проблемах говорить, а больше о планах (многообещающих). Из сказанного ею можно понять, что троллейбусный общественный транспорт относительно успешно развивается в Петрозаводске (муниципальное предприятие работает), частные же автобусные кампании, которых девять в столице, не радуют. И качество обслуживания вызывает массу нареканий у петрозаводчан, и тарифная политика пока не регулируется муниципалитетом (цены на проездные билеты собственники сами устанавливают).

-5

По словам Ю. Мизинковой, подготовлена программа развития городского общественного транспорта и её реализация обещает в будущем многие выгоды пассажирам. В том числе сейчас начинается эксперимент по регулированию тарифов для частных перевозчиков (с июня 2023 г. запускаются для пробы три маршрута в Петрозаводске). Городской бюджет будет дофинансировать работу частных маршрутных автобусов, но встречно нагрузит их массой обязательств, которые точно понравятся пассажирам: обязательность выполнения расписания при движении по маршруту, чистота и исправность машин, приемлемая стоимость проезда и проч. Для проведения эксперимента выделено из столичного бюджета 380 млн рублей, которых должно хватить на полгода. А чтобы реализовать разработанную программу требуется не менее 1,7 млрд рублей, сказала Мизинкова. Сразу оговорившись, что таких денег в бюджете Петрозаводска нет. Понимайте это так, что программный документ ляжет в стол.

Илья Зотов, позже возвращаясь к этому сюжету, переспросил Ю. Мизинкову: почему, мол, вы называя требуемые для программы 1,7 миллиард рублей, не говорите о том, что транспортные предприятия, начав работать по новым правилам, сразу будут приносить прибыль и возвращать её в городской бюджет? Ответа на это не последовало от заместителя мэра Мизинковой. Хотя вопрос правильный.

Если не жить в Карелии и доверяться только представителям власти, рассказывавшим о текущей транспортной доступности, то картина рисуется вполне благоприятная. Так оно или нет, то надо у самих пассажиров спрашивать. Предполагаю, что ответы были бы преимущественно критическими, обратись мы к ним. Член Общественной палаты Карелии Елена Преминина, живущая в Сегеже, оценивая транспортную связанность поселений Сегежского района, вежливо напомнила, что не все жители сельских поселений имеют возможность пользоваться общественным транспортом. Правда, Наумов тут же уточнил, что Сегежский муниципалитет получал новые автобусы.

И всё же какие проблемы мешают развитию общественного транспорта?

Не пересказывая выступлений членов Общественной палаты Карелии и приглашённых на заседание круглого стола, лишь перечислю наиболее часто звучавшие проблемы. По прежнему мало современных комфортабельных автобусов на линиях. Острая нехватка кадров водителей. Транспортная сеть мало развита (жители каких-то поселений фактически отрезаны от мира, если у них нет личных автомобилей). Само собой критиковали региональные и особенно муниципальные автомобильные дороги (любой современный автобус на таких маршрутах быстро превращается в хлам на колёсах). Явно завышенная стоимость проезда в соотношении качество оказываемой услуги и её цена.

Члены Общественной палаты Карелии Геннадий Мазов (слева) и Александр Баталин.
Члены Общественной палаты Карелии Геннадий Мазов (слева) и Александр Баталин.

Интересное объяснение упорному сохранению в Петрозаводске маленьких автобусов «пазиков» нашёл член Общественной палаты РК Геннадий Мазов, сам, к слову, занимавшийся перевозками пассажиров. Нет смысла приобретать большие современные автобусы в том же Петрозаводске, потому как нет ремонтной базы для них. В принципе нет такого размера боксов, где бы можно было отремонтировать машину и помыть её. Ближайшее место для ремонта - Санкт-Петербург. По мнению Мазова, надо было бы давно построить промпарк для общественного транспорта в Петрозаводске. Частные компании автоперевозчиков сами этот проект не вытянут, считает он, но вписаться в государственно-частное партнёрство вполне могли бы. Свои промышленные парки уже имеют петрозаводские камнеобработчики и производители пищевых продуктов. Надо и для пассажирских перевозок такое же коллективное предприятие сделать, настаивал Мазов.

Трудно сказать, много ли полезных предложений увёз с собой Илья Зотов, но подводя итоги работы, он обронил, что во всех в регионах, где побывал он, проблемы примерно похожие. В Карелии ничего уникального он не разглядел.

Анатолий Цыганков