Найти тему
Такое искусство

Картина о самом обсуждаемом событии XIX века

Продолжим тему о шедеврах.

В знаменитом и самом посещаемом музее мира – Лувре есть картина, которую жаждет увидеть большинство людей, помимо известной «Мона Лизы». Огромное полотно, которое поражает воображение зрителя и рассказывает о самом страшном событии XIX века. Это картина французского художника Теодора Жерико под названием «Плот Медузы».

Теодор Жерико "Плот Медузы". 1818–1819 гг.Лувр, Париж
Теодор Жерико "Плот Медузы". 1818–1819 гг.Лувр, Париж

"Плот Медузы" основан на реальном историческом событии - кораблекрушении, повлекшем за собой голод, каннибализм и многочисленные смерти.

Кратко об этом событии. 2 июля 1816 года французский корабль под названием "Медуза" сел на мель на песчаной отмели у берегов Западной Африки. Из-за чего всем пришлось покинуть корабль. Но в наличии было только шесть небольших спасательных шлюпок, количество мест которых было рассчитано только на 250 человек, при том, что на борту корабля было 400 человек. Кто стали этими избранными, которых распределили в шлюпки догадаться легко. Если вы видели фильм Титаник, то знаете, что ими стали, конечно же, в первую очередь люди привилегированные. Что же произошло с теми, кто был беден, а их было 150 человек? Им как это бывает повезло меньше, они были упакованы вместе, как сардины, на плоту, наспех сооруженном из деревянных палуб корабля. Единственной провизией, имевшейся у 150 потерпевших кораблекрушение, был один мешок печенья, две бочки воды и несколько бочонков вина. Вскоре плот превратился в плавучий ад, в котором началась страшная борьба за выживание и голод. В результате безумного поведения начались даже убийства. Дело дошло и до каннибализма. К моменту спасения после 13 дней пребывания в море в живых осталось только 15 человек, 5 из которых умерли в течение нескольких часов.

Фрагмент картины.
Фрагмент картины.

Это трагическая история, повлекшая за собой 140 смертей, стала международным скандалом, когда пресса обнаружила, что французское правительство назначило некомпетентного капитана, который 25 лет не выходил в море, никогда не командовал кораблем и был фаворитом короля Людовика XVIII.

Вскоре после спасения двое выживших – корабельный инженер и хирург написали знаменитый отчет о кораблекрушении и его ужасах. Их захватывающая история привлекла внимание 27-летнего Жерико, который стал одержим идеей создания картины, посвящённой ужасной трагедии.

Жан Луи Андре Теодор Жерико. Автопортрет. 1822 г. Музей изящных искусств, Руан.
Жан Луи Андре Теодор Жерико. Автопортрет. 1822 г. Музей изящных искусств, Руан.

Огромный размер "Плота Медузы" (491 × 716 см) с фигурами в натуральную величину революционным образом отличался от более ранних классических работ, посвященных библейским или историческим темам: "Плот" был посвящен текущему событию, которое было животрепещущим и неоднозначным.

В качестве центральной темы своей картины Жерико сосредоточился на моменте, когда на горизонте впервые был замечен корабль – точке, в которой выжившие испытали прилив надежды и оптимизма. Как показано в верхней части картины, африканский член экипажа отчаянно размахивает своей рубашкой в надежде привлечь к себе внимание. Корабль, изображённый в виде пятнышка в правом верхнем углу, который выжившие наблюдали в течение получаса, затем исчез. От бреда радости оставшиеся в живых впали в глубокое уныние и скорбь. Но два часа спустя корабль появился снова и спас выживших.

Фрагмент картины.
Фрагмент картины.

"Плот" - это способ, с помощью которого Жерико заставляет зрителя ощутить масштабность события. Он помещает его прямо в пространство зрителя, вовлекая нас в картину и подталкивая подняться на него, чтобы оказать помощь умирающим выжившим. Живописец передает эмоции, испытанные экипажем при первом виде корабля, умело используя две взаимосвязанные пирамидальные структуры, которые контрастируют с жестами фигур. Треугольник слева иллюстрирует отчаяние и безнадежность умирающего. Треугольник справа — надежду и оптимизм выживших, кульминацией которого является африканский моряк, размахивающий своей рубашкой в надежде привлечь к себе быстроходный корабль.

Фрагмент картины.
Фрагмент картины.

Тела людей на плоту не сильно истощены, чем можно было бы ожидать после 13 дней голода, болезней и каннибализма. Здесь Жерико демонстрирует свои истинные краски романтизма. Он хотел не только изобразить событие из реальной жизни, но и возвысить выживших до героического статуса. Таким образом, он написал свою картину в высоком стиле старых мастеров, возвращаясь к идеализированным мускулистым фигурам Микеланджело и Караваджо.

Художник выставил картину в Парижском салоне в 1819 году и произведение стало открытием выставки, удивив зрителя, привыкшего к религиозным темам и картинам, прославляющим монархию лишь выбранным сюжетом. Но удивление зрителя не стало причиной их восторга и "Плот Медузы" не нашёл отклика ни у критиков, ни у посетителей выставки, что очень сильно огорчило художника. А история, как это бывает всё расставила по своим местам и сейчас это один из самых известных шедевров в Лувре.

Спасибо за внимание.

Понравилась статья, узнали для себя что-то новое? Тогда ставьте лайк, подписывайтесь на канал и до встречи в следующих статьях.