Найти в Дзене
Эстетика бонсай

Джерри Стоуэлл – первый председатель Американского сообщества бонсай

Оглавление

Джеральд Пейдж Стоуэлл (Jerald P. Stowell, 1927 - 2010) родился в 1927 году в городе Каламазу (Мичиган, США). Три брата росли в семье рабочего бумажной фабрики и домохозяйки.

Окончив Йельский университет, Джеральд стал магистром в области общественного здравоохранения. Это позволило ему работать трудотерапевтом и коммерческим иллюстратром. В дальнейшем в свою терапевтическую практику он включал творчество и садоводство.

Источник: https://static1.squarespace.com/static/5b3a44a7e17ba3cdbff49f51/t/5e6a730f145079583dbb493a/1584034576407/sum10.pdf
Источник: https://static1.squarespace.com/static/5b3a44a7e17ba3cdbff49f51/t/5e6a730f145079583dbb493a/1584034576407/sum10.pdf

Эти интересы привели его в Бруклинский ботанический сад, где, переехав в Нью-Йорк после учебы в университете, он прошел шестинедельные курсы. Именно здесь он впервые встретился с бонсай, который увлек его.

Первыми его бонсай были яблони. В 1955 году он начал собирать растения в заброшенном саду, где было много сеянцев одичалых яблонь, где к тому же выпасали стадо коров. Не имея под рукой бонсайной керамики, он высаживал их в деревянные ящики. Опыт работы с этими деревьями позднее был обобщен Джеральдом Стоуэллом в одной из написанных им книг: «Руководство для начинающих по американскому бонсай» (1978 г.) Джеральд Стоуэлл всегда был сторонником создания бонсай из местных материалов. Он работал с дикими грушами (Pyrus communis), красным кленом (Acer rubrum), древесным цветковым растением овечий лавр (Kalmia angustifolia).

1.Карликовая ель Альберта (автор Джеральд Стоуэлл) на выставке общества бонсай Большого Нью-Йорка. 1964 г. 

2.Карликовая ель Альберта в коллекции Уильяма Валаваниса (William N. Valavanis). 1982 г. Дерево приобретено Валаванисом в 1974 году.

3. У. Валаванис рядом с сосной. 2012 г.

4. В 2018 году дерево выставлено на благотворительном аукционе Национальной выставки бонсай США. Фрагмент ствола дерева. 2018 г.

Источник: https://valavanisbonsaiblog.com/2018/07/25/a-few-bonsai-for-the-us-national-bonsai-exhibition-benefit-auction/
1.Карликовая ель Альберта (автор Джеральд Стоуэлл) на выставке общества бонсай Большого Нью-Йорка. 1964 г. 2.Карликовая ель Альберта в коллекции Уильяма Валаваниса (William N. Valavanis). 1982 г. Дерево приобретено Валаванисом в 1974 году. 3. У. Валаванис рядом с сосной. 2012 г. 4. В 2018 году дерево выставлено на благотворительном аукционе Национальной выставки бонсай США. Фрагмент ствола дерева. 2018 г. Источник: https://valavanisbonsaiblog.com/2018/07/25/a-few-bonsai-for-the-us-national-bonsai-exhibition-benefit-auction/

Позднее вышли еще две книги Д. Стоуэлла «Бонсай: в помещении и на улице» (1966 г.) и «Бонсай в помещении» (1967 г.)

Начиная заниматься бонсай в 1950-х годах, он начал обращаться к книгам. Литературы о бонсай было мало, «золотой книгой информации» Стоуэлл назвал книгу Норио Кобаяси (Norio Kobayashi) «Миниатюрные деревья в горшках» 1951 года.

Обложка и страницы книги «Руководство для начинающих по американскому бонсай». 1978г.  
Источник: https://www.amazon.com/Beginners-Guide-American-Bonsai/dp/0870118021
Обложка и страницы книги «Руководство для начинающих по американскому бонсай». 1978г. Источник: https://www.amazon.com/Beginners-Guide-American-Bonsai/dp/0870118021

В 1959 году Стоуэлл стал одним из первых слушателей многоуровневого курса «Изучение и практика бонсай» Юдзи Есимура (Yuji Yoshimura), который именно в то время начал преподавать в Бруклинском ботаническом саду.

В 1963 году при содействии Есимуры было создано Общество бонсай большого Нью-Йорка (Bonsai Society of Greater New York). Джеральд Стоуэлл был избран председателем сообщества. Вначале группа состояла из восемнадцати человек, но энтузиазм был очень велик. Через три года членами сообщества были более 550 человек.

Слева направо: Джордж Халл (George Hall) , Чейз Розейд (Chase Rosaid), Джим Барретт (Jim Barrett) и Джерри Стоуэлл. Атланта. 1963 г.
Источник: http://www.magiminiland.org/Days/DaysNovc.html
Слева направо: Джордж Халл (George Hall) , Чейз Розейд (Chase Rosaid), Джим Барретт (Jim Barrett) и Джерри Стоуэлл. Атланта. 1963 г. Источник: http://www.magiminiland.org/Days/DaysNovc.html

В 1967 году состоялась историческая поездка семнадцати членов сообщества в Японию. Подготовка поездки заняла около года. Основной целью было обучение в течение целой недели у мастера Кюдзо Мураты (Kyuzo Murata). Впервые войдя в кьюка-эн (Kyuka-En, «Сад девяти туманов») мастера, гости увидели сад, где на фоне вечнозеленых деревьев цвели множество абрикосов и слив. Специально для этой, первой неяпонской группы учеников Мураты, был построен класс для занятий. Их прибытие и обучение демонстрировалось на телевидении. Со «студентами» в кьюка-ен встречались также Масакуни Кавасуми (Masakuni Kawasumi) и другие мастера. В свободное от занятий время было организовано посещение соседних питомников.

Во время обучения в Японии. 1967 г. Д. Стоуэлл - справа. 
Источник: http://www.magiminiland.org/KMurata2.html
Во время обучения в Японии. 1967 г. Д. Стоуэлл - справа. Источник: http://www.magiminiland.org/KMurata2.html

В следующие две недели пребывание в Японии было очень насыщенным.

Группа смогла осмотреть императорскую коллекцию бонсай. Позже Джерри Стоуэлл вспоминал японский тис (Taxus cuspidate) из коллекции: «У этого дерева было несколько коряг, вертикальных стволов, которые больше походили на веточки, и редкая листва в кирпично-красном, неглазурованном, прямоугольном контейнере с облачными ножками. Дерево, по-видимому, не было достойно Императорской коллекции. Оно не отличалось ни стилем, ни возрастом от многих других деревьев, которые мы видели в тот день». Запомнив, через много лет Стоуэл узнал дерево на выставке: «Он созрел, приобрел хорошую форму с эффектом наслоения, и теперь был похож на лес. Основной ствол казался выше, а основание приобрело состарившийся вид. Она показалась мне достойной Императорской коллекции».

Посещение Японии
Источник: https://static1.squarespace.com/static/5b3a44a7e17ba3cdbff49f51/t/5e6a730f145079583dbb493a/1584034576407/sum10.pdf
Посещение Японии Источник: https://static1.squarespace.com/static/5b3a44a7e17ba3cdbff49f51/t/5e6a730f145079583dbb493a/1584034576407/sum10.pdf

Также энтузиасты познакомились с членами Токийского клуба бонсай и стали участниками их аукциона деревьев, камней и контейнеров, посетили организованную в честь их приезда выставку деревьев в деревне Киото. В других местах группа знакомилась с питомниками, где деревья выращивались несколькими поколениями садовников. А еще в Нагое путешественники наблюдали процесс формирования и обжига контейнеров для бонсай.

Аналогичные, но более короткие поездки состоялись также в 1969, 1971 году. Всего было пять поездок.

Сосна жесткая (Pitch Pine).  Художник Д. Стоуэлл 
Источник: http://dayliliesandbeyond.com/Page/BONSAI
Сосна жесткая (Pitch Pine). Художник Д. Стоуэлл Источник: http://dayliliesandbeyond.com/Page/BONSAI

Вернувшись после первого посещения Японии, энтузиасты решили объединить разрозненные группы любителей бонсай и создали Американское общество бонсай (American Bonsai Society, ABS). Оно было основано в Кливленде (Огайо). Жители Нью-Йорка, включая Юдзи Есимура, с трудом соглашались с этой реорганизацией. Однако ожидания оправдались, к концу первого года членами общества стали девяносто девять человек и пятнадцать клубов.

Но само по себе это событие не могло вызвать такой всплеск интереса к бонсай. Стоуэлл был избран первым президентом ABS (1967 – 1969 гг.) В первую очередь его неутомимая деятельность привлекла к бонсай столько людей.

В Делавэре (Нью-Джерси) Стоуэлл содержал японский сад, в котором располагались и бонсай мастера.

Сад бонсай Джерри Стоуэлла в Нью-Джерси. 1999 г. 
Источник: http://www.magiminiland.org/Days/DaysJun.html
Сад бонсай Джерри Стоуэлла в Нью-Джерси. 1999 г. Источник: http://www.magiminiland.org/Days/DaysJun.html

Помимо написанных книг, предисловие к одной из которых составил Кюдзо Мурата, Стоуэлл писал статьи для ABS Bonsai Journal, International Bonsai Magazine

Он выступал на конференциях разного уровня в качестве лектора, демонстратора, критика. Он не боялся творить. Известно, например, об эксперименте воссоздания на одном из мероприятий 2002 года изображенного на подносе ландшафта, который виден на одном из японских исторических свитков 1309 года Касуга Гонген Генки (Kasuga Gongen Genki). К сожалению, изображений этой работы я не нашла. Но их много лет ищет и автор любимого мной сайта об истории бонсай «Magical Miniature Landscapes» Роберт Баран (Robert J. Baran).

На церемонии закладки фундамента Сервероамериканского павильона Национального музея бонсай и пеэцзин.  В центре - Джон Нака, справа от него - Гарри Хирао, дальше - Джерри Стоуэлл. 1988 г.   
Источник: https://www.theartisanscup.com/blog/2015/5/29/the-base-camp-of-american-bonsai-and-the-ascent-to-the-artisans-cup
На церемонии закладки фундамента Сервероамериканского павильона Национального музея бонсай и пеэцзин. В центре - Джон Нака, справа от него - Гарри Хирао, дальше - Джерри Стоуэлл. 1988 г. Источник: https://www.theartisanscup.com/blog/2015/5/29/the-base-camp-of-american-bonsai-and-the-ascent-to-the-artisans-cup

Джерри Стоуэлл поддерживал деятельность местных клубов, читая, например, лекцию о микоризе в обществе бонсай Брендивайна (Brandywine Bonsai Society). В обществе бонсай острова Ванкувер (Vancouver Island Bonsai Society) бережно ухаживают за большой азалией, с которой работал художник. Стоуэлл был гостем в обществе бонсай Большого Цинциннати (Bonsai Society of Greater Cincinnati).

Учеником Джерри Стоуэлла считает себя Дэвид Истербрук (David L. Easterbrook), бывший куратор коллекции Бонсай и пенджинга в Монреальском ботаническом саду.

В 1997 году Джерри Стоуэлл получил премию Американского общества бонсай за выдающиеся достижения. Он оставался верен бонсай до последних дней.

Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.

Нажмите здесь, чтобы подписаться на канал.

Смотрите на канале:

«Эстетика бонсай» ВКонтакте