Найти тему
Ирина Минкина

Дискуссия про «но есть нюансы»

Интересными получились комментарии к моему тексту про предложение Зеленского включить в оформление европейских виз для россиян «сбор на восстановление Украины».

Вот, к примеру, некоторые читатели написали (и в общем-то против объективной реальности не погрешили) про «нюансы». Мол, вот есть же нюансы. Кто-то учится в Европе, кто-то там работает, у кого-то там родственники. А если мы будем осуждать таких людей, которые любой ценой получают европейские визы, то - цитирую: «а чем мы будем лучше».

Выскажу свое мнение по данному вопросу. Прежде всего важно понимать, кто погнал волну, а кто на нее отвечает. На текущий момент ситуация такова, что европейцу получить визу в Россию проще, чем россиянину - европейскую визу. Это говорит не о том, что в Европе лучше, а в России хуже. Это говорит в первую (и в главную) очередь о разнице в политике ЕС и России. Плохой парень - это тот, кто драку организовал. А тот, кто отвечает, - он реагирует единственно возможным для себя способом. Ну если он, конечно, не планирует отправиться на тот свет раньше времени. Когда вам в нос летит кулак, то как-то не до сантиментов уже, прошу прощения.

Это если брать моё видение ситуации в целом. Теперь - более конкретно. Если человек до сих пор учится в Европе, то этот человек должен задать себе вопрос: а для чего я это делаю? Чтобы что? Учитывая стремительно несущиеся в разные стороны культурные и всяческие политики что ЕС, что России, самое время такому студенту задаться вопросом: а где я буду применять свое европейское образование? В России? Ну тогда не проще ли перевестись в российский вуз? Тем более что за последний год для таких студентов законодательно были закреплены определённые поблажки в данном процессе. Если же человек планирует после окончания своего обучения осесть в Европе, так самое время это сделать сейчас. Определиться - и не метаться. Тем более что ориентированный на жизнь в Европе студент явно не является опорой для будущей России. Так почему же российское общество должно коллективно кланяться ради такой категории граждан?

Далее: работа. Я, правда, не знаю, какая такая активная работа осталась между Россией и ЕС после всего массива введённых против России европейских санкций. Думаю, что это единичные случаи. Однако, если примерить ситуацию на меня, то я бы так сказала. Если моя работа вынуждает меня поступать предательски по отношению к моей Родине, то для меня это серьёзный повод задуматься: а так ли я живу? Потому что я как человек с определёнными навыками, с образованием, обладающий профессией и опытом - лично я понимаю, что я в любом случае смогу найти работу в своей стране. Раз работа в европейской компании вынуждает меня поступиться моими принципами, то такая работа не для меня. Опять же, это та логика, которая бы была у меня. Если кто-то включает другую логику, то дело не в работе и не в стране - дело как раз в собственных принципах.

Что касается родственников (самый, наверное, болезненный аргумент из всех «нюансов»), то, в моём понимании, любую ситуацию ЗА ГОД СВО и санкций можно было сделать определённой, можно было разрешить. Родственники - это кто? Дети и внуки? Пускай они сами приезжают ко мне, в Россию как раз проще получить визу. Если это престарелые родители, то опять же: почему так вышло, что родители у вас - в Европе, а вы - в России? Они уехали без вас? Или вы уехали вместе, а потом вы по каким-то причинам вернулись? Без подробностей невозможно оценить ни один нюанс. Однако я знаю точно: если у семьи есть принципы, если в семье прививается такое понятие, как любовь к Родине, то уж за год-то точно можно было предпринять какие-то решения. Пускай даже и выходящие за зону комфорта. В конце концов, сейчас вся наша страна находится за этой зоной. Ребята наши на фронте - они вообще далеки от зоны комфорта. Более того: многие люди после 24.02.2022 оказались разделёнными линией фронта, но даже они - при большом желании и несмотря на трудности - смогли решить вопросы разделённости. К примеру, наша волонтер Маргарита, чей сын погиб на фронте в июне прошлого года, смогла вывезти свою старенькую маму с подконтрольной киевскому режиму территории уже ПОСЛЕ начала СВО. При этом всё понятно: мама старенькая, 82 года, до последнего не хотела покидать то место, в котором прожила всю свою жизнь. Но даже эта женщина (инвалид, на минуточку) не смогла остаться там, где она рассчитывала умереть, после того, как предел был пройден и наступил беспредел. Между прочим, женщину эту 82-летнюю киевский режим не выпустил на территорию России. Её вывозили в Россию аж через Хорватию и Сербию. Очень сложно, муторно - но было бы желание, как говорится…

К слову, по ту сторону ленточки (ни на Украине, ни в ЕС) никто особо не рассуждает про трагедию маленького человека на фоне мирового противостояния. Два простых примера. Первый касается моего коллеги, которого еще до СВО, в 2020 году, не впустили на территорию Украины сначала на похороны своего престарелого отца, а через несколько месяцев - на похороны своей престарелой матери. Тоже не впустили. И даже не стали озабочиваться тем, кто должен хоронить этих стариков, у которых на Украине никого из близких и не было (кроме самих себя). Хоронили их в итоге жители деревни. И второй пример. В один из первых санкционных пакетов против России вошли - знаете что? - датчики для диабетиков и программное обеспечение к этим датчикам. Этими датчиками пользуются в основном дети-диабетики (так как у детей, вследствие возраста, гормонов и отсутствия самоконтроля очень сложно выровнять сахар). Я это знаю не понаслышке, так как у моей племянницы диабет первого типа. К слову сказать, государство решило вопрос с датчиками. В обход санкций. Однако ж каков подход у наших европейских визави, а? И никто как-то не возмутился этими действиями - ни с той стороны, ни с нашей. Никто что-то не разводил широких дискуссий про «нюансы», когда коллективный Запад начал долбить санкциями самые уязвимые наши слои населения, воюя против больных детей…

В общем, к чему я завела этот разговор? К тому, что часто, вслух говоря про «обстоятельства непреодолимой силы», мы чаще на самом деле говорим про свои жизненные приоритеты, иными словами - про принципы. Уж за год все приоритеты можно же было отстроить, осмыслить и предпринять что-то, чтобы не оказаться в итоге один на один с собственной подлостью…

Мне можно возразить, что «вам легко сказать». Но мне ни разу не легко сказать. У меня Андрей на фронте, у нас Володя погиб; дядька мой, Дима, уже добровольцем отвоевал на фронте и успел уже сорвать спину и реабилитироваться, сейчас вот в военной полиции служит… Так что мне ни разу не легко сказать. И таких, как я, - даже больше, чем сотни тысяч, в нашей стране. Кому НЕ легко всё это даётся.

На фоне всего этого - логичный вопрос: почему мы должны обсуждать нюансы людей, кто, получая европейскую визу, готов платить «сбор на восстановление Украины», который фактически равен в текущих обстоятельствах сбору на вражескую армию? Более того: чем больше все будут думать про такие «нюансы», тем дольше, на мой взгляд, будет длиться данная ситуация. И тем больше людей будут попадать в тиски этой ситуации.

А если всем взять и потерпеть, сжав зубы и выйдя из той самой пресловутой «зоны комфорта», то, глядишь, и быстрее все вместе в неё, в эту комфортную жизнь, вернёмся. Только на других принципах и с другими приоритетами. Ведь ради этой зоны комфорта совсем не обязательно быть предателем (как это часто бывает в данный момент). Иногда достаточно просто правильно отстроить свою жизнь и жизнь своей страны - и не будет никаких таких противоречий. Которых и не должно быть. В норме.