Рассказываем об инициативах Госдумы и Банка России, а также делимся способом, который защищает от чужих кредитов уже сейчас.
По данным социологического опроса, в прошлом году с финансовыми мошенниками сталкивались 84% россиян и почти 10% потеряли из-за них свои деньги. При этом две из трех главных финансовых проблем, которые волнуют наших граждан — телефонное и онлайн-мошенничество.
Как чаще всего становятся обладателем чужого кредита
Кредиты, которые злоумышленники берут на имя жертвы без ее ведома — давний и один из наиболее массовых видов финансового мошенничества. Причем если раньше такие кредиты в основном рисковали найти в своей кредитной истории те, кто потерял паспорт, то теперь мы сами оставляем персональные данные в сети по десяткам разных поводов. Чем прекрасно пользуются мошенники. К тому же многие банки в погоне за клиентами стали охотно выдавать экспресс-кредиты онлайн с почти мгновенным одобрением заявки: достаточно только паспортных данных. Пробили по базе – подтвердили – выдали.
Более того, есть еще один хитрый способ кредитного мошенничества – якобы предодобренный кредит. Мошенник звонит жертве и сообщает, что на ее имя уже выдан кредит. Причем аннулировать его якобы можно, только если открыть спецсчёт в банке для списания суммы кредита. Под этим предлогом мошенник узнает у жертвы банковские реквизиты и снимает деньги. Хотя по факту никакого кредита вообще не было.
Как правительство планирует бороться с кредитным мошенничеством?
Банк России предлагает ввести самозапрет на привлечение кредитов
Масштаб проблемы признали на государственном уровне. Финансовые власти уже сообщили о намерении принять законы, смысл которых — помочь людям защититься от кредитных мошенников. Самостоятельно или в партнерстве с кредиторами.
В частности, Банк России обещал подготовить законопроект, дающий заемщикам право вносить в кредитную историю самозапрет на привлечение новых кредитов и займов. В апреле 2023 г. он был внесен на рассмотрение Госдумы. Работать это должно так: заемщик составляет обращение в «Госуслугах», а оттуда оно автоматически направляется в виде соответствующей записи в его кредитную историю.
Снять запрет предполагается таким же образом (если, например, понадобится взять кредит). Правда, для выполнения всех процедур придется немного подождать – дня два. А для страховки от тех же мошенников обращение надо будет визировать электронной цифровой подписью. Зато устанавливать и снимать самозапрет можно будет неограниченное количество раз. Бесплатно, разумеется. А сам добровольный «кредитный бан» может быть бессрочным.
Впрочем, в ходе рассмотрения в законопроект еще наверняка будут внесены изменения, а его вступление в действие запланировано на июль 2024 г.
В Госдуме предлагают оповещать о новых кредитах через Госуслуги
Фракция партии «Новые люди» в Госдуме решила подойти к защите граждан от кредитных аферистов с другой стороны. Депутаты подготовили законопроект, заставляющий самих кредиторов (банки и микрофинансовые организации) при оформлении каждого нового кредита или займа извещать об этом заемщика. Делать это предлагается при помощи сообщений гражданину на его личной странице портала «Госуслуги».
Но у заемщиков уже и так есть возможность регулярно проверять свою кредитную историю – причем два раза в году бесплатно. В этом смысле извещение на «Госуслугах» ничем не лучше. Сюда, конечно, люди заходят чаще, чем заглядывают в кредитную историю, но большинство россиян все равно делают это нерегулярно.
Конечно, оба законопроекта способны снизить количество удачных попыток кредитных мошенников. Но не решают проблему кардинально.
Простой и эффективный способ защиты от кредитных мошенников уже существует
Самозапреты на кредиты или извещения о новых займах от кредиторов могут стать дополнением к более эффективному способу, который уже внедрен в бюро кредитных историй. В частности, у крупнейшего из них, Национального бюро кредитных историй, есть специальная услуга «Защита от мошенничества». Работает она следующим образом:
1. Когда заявка на кредит поступает в банк, он по закону обязан сообщить об этом в бюро кредитных историй.
2. Бюро с помощью услуги «Защита от мошенничества» быстро уведомляет заемщика посредством SMS-сообщения и электронной почты о появлении в базе новой заявки или нового кредита на его имя. С номером заявки и датой, когда она была подана.
3. Дальше заемщик проверяет свою кредитную историю онлайн в личном кабинете и узнаёт все подробности этой заявки.
4. Если заявка не его, заёмщик оперативно связывается с кредитором, чтобы разобраться с мошенническим кредитом, не дожидаясь звонка от коллекторов.
Срок действия подписки на «Защиту от мошенничества» — 1 год. Потом его можно продлевать.
Самозапреты на кредиты, а также извещения о кредитах и займах от кредиторов могут стать хорошим подспорьем в борьбе с финансовыми аферистами. Но только быстрое и активное информирование заемщика о каждом новом кредите, займе или кредитной заявке даст наиболее полную защиту от потенциальных угроз кредитных мошенников.